Профессия «менеджер»: меняем набор компетенций
13 и 14 апреля в рамках Московского Международного Салона образования состоялись две секции Ассоциации Менеджеров, посвященные бизнес-образованию в России.
ММСО – ежегодный открытый форум для обмена опытом по актуальным вопросам российского образования. Четырехдневный марафон из более 400 мероприятий для специалистов всех ступеней образования, проходил на территории ВВЦ. Мероприятие собрало на своей площадке около 1000 экспертов, которые обсуждали «новую архитектуру российского образования». Организатор салона - Министерство образования и науки Российской Федерации.
Ректор РГСУ Наталья ПОЧИНОК выступила модератором на заседании отраслевой комиссии Ассоциации Менеджеров по бизнес-образованию на тему: «Новые компетенции, форматы и методы обучения менеджеров». Профессия менеджера сегодня – одна из самых востребованных на рынке труда. Вместе с тем новые экономические условия вносят коррективы в набор компетенций, которыми должен обладать менеджер, меняют подходы к управлению, способы принятия решений, систему целеполагания и контроля. Все это заставляет по-новому взглянуть на понятие «менеджер», на то, какими профессиональными качествами он должен обладать, и в каких формах должно осуществляться обучение будущего руководителя.
Галина РОМАНОВА, руководитель Центра развития карьеры студентов и выпускников (МФЮА) среди основных компетенций менеджера назвала умение быть гибким, способность ориентироваться в изменениях окружающей среды и экономической ситуации.
«Эмоциональный интеллект, умение управлять людьми, когнитивная гибкость, то есть способность мыслить в той ситуации, которая возникает здесь и сейчас – эти качества стали индикаторами компетенций, востребованными сегодня для менеджеров и среднего, и высшего звена», – сказала Галина РОМАНОВА.
Эрика СОБОЛЕВА, генеральный директор агентства по контролю качества образования и развитию карьеры «АККОРК»:
«Сегодня менеджер должен уметь обращаться с большим объемом новой информации. А еще - пользоваться полученными знаниями на практике, независимо от того, какими были эти знания. Гибкость и широта мышления, способность адаптироваться под быстро меняющиеся обстоятельства необходимы для такого специалиста».
Елена СИНЯКОВА, менеджер по стратегическому развитию бизнеса компании SAP:
«Менеджер сегодня должны сочетать управленческие качества с качествами своей профессиональной области. Он должны понимать, как мотивировать людей, ставить перед ними задачи».
Елена АКСЕНОВА, директор Корпоративного университета компании «РусГидро» считает очень важной компетенцией способность к критическому мышлению, когда менеджер может воспринимать ситуацию как проблему и решать ее.
«Соответственно, и образование должно быть контекстное, ориентированное на решение проблем, чтобы можно было изучить специфику отрасли», - сказала Елена АКСЕНОВА.
Участники заседания пришли к единому мнению, что образование менеджеров конкретной отрасли должно вестись в тесной связке с работодателем. В связи с этим ректор РГСУ Наталья ПОЧИНОК высказала надежду на восстановление системы ВТУЗов, существовавшей в СССР.
Среди множества важных вопросов участники заседания обсудили возможность перехода процесса обучения менеджеров в электронный формат.
В заключение заседания Наталья ПОЧИНОК высказала идею, что было бы полезно по итогам форума ММСО 2016 собрать банк лучших образовательных практик. Это позволит оперативно делиться передовым опытом и поднять обучение менеджеров на качественно новый уровень.
Текст и фото: Владимир Климычев
Во второй день Салона состоялась Интерактивная дискуссия Ассоциации Менеджеров на тему: «Работодатели vs Вузы».
Своим экспертным мнением и взглядом на текущую ситуацию о формах взаимодействия между работодателями и учреждениями профессионального образования поделились представители ведущих образовательных учреждений России: Александра ЭНГОВАТОВА, к.э.н., заместитель начальника, Управление научной политики и организации научных исследований МГУ имени М.В. Ломоносова; Алексей СПИРИН, начальник управления молодежной политики, РАНХиГС; Максим ПОНОМАРЕВ, декан факультета менеджмента, Российский экономический Университет имени Г.В. Плеханова.
А также представители бизнеса: Полина ХАБАРОВА, заместитель генерального директора по работе с персоналом компании КРОК; Ирина СВЯТИЦКАЯ, руководитель службы управления брендами, HeadHunter; Юлия СЕЛЮКОВА, директор, НП «Лифт в будущее»; Игорь БЕЛОУСОВ, директор Университетского Альянса SAP в России и СНГ; Павел ШАРЫПАНОВ, начальник Департамента управления персоналом, ОАО «СО ЕЭС».
Дискуссию открыл модератор заседания Вадим КОВАЛЕВ, первый заместитель исполнительного директора Ассоциации Менеджеров и привел небольшую статистику ситуации на рынке труда: по данным исследований портала Career.ru, компании Kelly Services и Michael Page International – 90% выпускников ВУЗов не соответствуют требованиям работодателей; 52% работодателей считают несогласованность рынков труда и образовательных услуг основной причиной невостребованности молодых специалистов; 20-25% от годовой заработной платы – столько составляет в среднем стоимость молодого специалиста.
Ирина СВЯТИЦКАЯ, руководитель портала Career.ru дополнила данные Вадима из своей практики: выпускники и работодатели диаметрально противоположно оценивают уровень подготовки молодых специалистов к началу профессиональной деятельности: первые говорят о преимущественно высоком уровне подготовки, а вторые о низком. Абсолютно аналогичная ситуация была и по данным исследования прошлого года. Ключевые требования к молодым специалистам, по мнению работодателей (данные из опроса), следующие: инициативность, высокая ответственность и умение работать в команде. В целом выпускники и работодатели сходятся в том, что ожидается от начинающих специалистов. Исключение составляет лишь наличие практических навыков: 69% выпускников отмечают необходимость их наличия в начале карьеры, тогда как обращающих на это внимание работодателей всего 19%.
Представители Вузов говорили о необходимости трансформировать российские университеты в направлении учета тенденций экономики знаний, увеличении эффективности реализовать взаимодействие университетов и бизнес-сообщества, совершенствовании взаимодействия с вузами-партнерами.
Подводя итоги, Вадим КОВАЛЕВ сделал акцент на том, что для выработки наиболее эффективных форм взаимодействия между работодателями и вузами, необходимо чаще инициировать подобные площадки не только в Москве, но и во всех регионах России.