«Этика бизнеса: практика, перспективы, решения» - такова была тема первого заседания Комитета по этике Ассоциации менеджеров, которое прошло 22 мая 2018 года и было посвящено, прежде всего, важности разработки корпоративных кодексов, нормативов, особенного внимания к реализации этических норм руководством компаний, взаимодействию академического и бизнес-сообщества по вопросам этики, кадровой политики в области этики и другим вопросам.

«Мы достигли определенного уровня развития в рамках Ассоциации менеджеров, и в рамках бизнес-сообщества в целом, когда тематика бизнес-этики стала особенно актуальной для обсуждения», - подчеркнул Александр Чуб, сопредседатель Комитета по бизнес-этике, президент группы компаний «Русские Башни», открывая заседание Комитета.

Екатерина Новикова, директор по организационному развитию группы компаний «Русские Башни», озвучила итоги опроса, проведенного Ассоциацией менеджеров в преддверии первого заседания Комитета по этике. 72% респондентов подтвердили актуальность обсуждения вопросов деловой этики на площадках Ассоциации менеджеров. Взаимоотношения бизнеса и общественности посчитали самой востребованной темой 38% анкетируемых «Это говорит, на наш взгляд, о достаточно высокой степени зрелости нашего бизнеса, потому что общественность не является контрагентом бизнеса, тем не менее, тема эффективного взаимодействия бизнеса с общественностью признается членами Ассоциации менеджеров наиболее важной», - отметила Новикова. 

Практический аспект оценки этичности ведения бизнеса затронул Максим Сторчевой, директор Ассоциации этики бизнеса и КСО. Он предложил в тесной кооперации с Ассоциацией менеджеров реализовать ряд проектов, способствующих повышению уровня этической среды в России. Среди них - этические тренинги с выдачей диплома, этический аудит компаний с тремя уровнями оценки, определение индекса этичности компании, развитие Youtube-канала по бизнес-этике, издание сборника учебных кейсов по этике и КСО для вузов.
Сторчевой указал на то, что саморегулирование рынка в сфере этики является наиболее эффективным, и уточнил три элемента саморегулирования: правильный этический кодекс, механизм контроля за его исполнением и механизм наказания.

О том, как компании реагируют на этические коллизии и учатся на своих ошибках, рассказала Евгения Чистова, руководитель по корпоративной социальной ответственности ПАО «ВымпелКом». В частности, Чистова описала кейс 2014 года, когда Apple отказалась предоставлять ключи доступа ФБР к телефону террориста, выразив этическую позицию компании о том, что privacy – это высшая ценность Apple и никакие этические коллизии не могут сподвигнуть компанию на создание прецедента. Другой пример – компания ПАО «Вымпелком» проводила яркую и эффективную рекламную кампанию «Билайна» для молодежи «Мобильные вампиры» до тех пор, пока в ее адрес не поступили претензии о том, что компания способствует распространению неправославных идеалов. Подобные коллизии приводят к серьезным финансовым и отчасти репутационным убыткам. Таким образом, новая бизнес-стратегия ПАО «Вымпелком» содержит решение из области бизнес-этики о том, что компания «берет на себя ответственность за все коммуникации, которые ведут с нашими клиентами наши партнеры».
Также Евгения напомнила об исследовании GFK Rus, согласно которому растет тренд ответственного потребления, покупатели остро реагируют на этические вопросы. Россия в этом смысле не отличается от других стран, и около 30% покупателей имеют точно сформулированные или интуитивно понятные требования к позиции бренда по ряду вопросов: экология, равные права и пр.

«Совокупность общечеловеческих ценностей плюс представление о том, насколько глубоко и тщательно нужно выполнять свои обязательства, формируют определенную этическую среду», - резюмировал Александр Чуб. – «И заседания Комитета по этике призваны публично анализировать, структурировать, в целом конструктивно влиять на данную среду».
Также Александр Чуб анонсировал проведение в 2018 году нескольких заседаний Комитета по бизнес-этике, посвященных обсуждению конкретных областей взаимодействия – бизнеса с обществом, работодателя с работниками, нескольких организаций друг с другом.