10.03.2015 БАНКнадзор (ИД Банковское обозрение): Вячеслав Леонтьев, председатель Комитета по правовому обеспечению бизнеса Ассоциации Менеджеров. «Время спорить, время оспаривать…»
10.03.2015
Ссылка на официальный источник: http://bosfera.ru/bo/vremya-sporit-vremya-osparivat#
В прошлом году и начале 2015 года было принято несколько законодательных решений в банковской сфере, которые уже сегодня начинают оказывать существенное влияние на финансовый рынок. Произошли большие изменения в банковском законодательстве: приняты антикризисные законы и законодательные акты, которые имеют серьезные последствия для банковского бизнеса (например, банкротство физических лиц)
Так, в подписанном президентом антикризисном плане значительная часть мер направлена на повышение устойчивости банковской системы: докапитализация российских банков с использованием средств Фонда национального благосостояния с целью реализации инфраструктурных проектов (до 250 млрд рублей), создание банка плохих долгов.
В целях докапитализации банков Агентству по страхованию вкладов предоставлено право передать облигации федерального займа, полученные от Правительства РФ, в субординированные займы или оплатить ими субординированные облигации банков, а также право приобретать акции (доли) банков не только в рамках осуществления мер по предупреждению банкротства банков. Внешэкономбанку из ФНБ будет выделено до 300 млрд рублей. Ранее, 29 декабря прошлого года, премьер-министр Дмитрий Медведев подписал документ о передаче Агентству по страхованию вкладов (АСВ) облигаций федерального займа (ОФЗ) на сумму 1 трлн рублей для докапитализации банков. Данные меры направлены на рост кредитования предприятий.
Создание банка плохих долгов — один из наиболее обсуждаемых пунктов антикризисного плана на 2015 год. Несмотря на то, что создание банка плохих долгов не является инновацией Правительства РФ (эта идея — заимствование из общемировой практики), проект оказался под большим вопросом. Главная проблема — неопределенность: что, как, за сколько и у кого выкупать, что с полученными активами делать и кто будет нести ответственность за результаты этой деятельности. В перспективность идеи не верят банкиры, аналитики и юристы, так как для системообразующих компаний и банков поддержка уже есть и правильнее стимулировать их работать с активами самостоятельно.
Безусловно, есть и секторы, где риски по-прежнему останутся слишком высокими. Однако существует вероятность, что такие проблемы могут быть решены через профессиональные переговоры банка с соответствующей компанией. Важную роль здесь сыграет государственная поддержка, которая может сделать этот процесс более управляемым. В частности, это могут быть госгарантии компаниям, которые не могут получить кредит, или субсидирование процентных ставок.
Тем не менее, несмотря на некоторые позитивные изменения, достаточно большой сегмент кредитуемого бизнеса попадет под удар банкротства. Одной из дополнительных причин увеличения количества банкротств в ближайшем будущем послужат и вступившие в силу 29 января 2015 года масштабные изменения в Законе о несостоятельности (банкротстве).
Так, в краткосрочной перспективе эта реформация направлена именно на поддержку банковского сектора. Процедура банкротства и раньше являлась мощным инструментом оказания давления. Но теперь принятые изменения ставят кредитные организации в привилегированное положение. Одно из главных изменений, которые необходимо выделить, — предоставление банкам права на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в отсутствие вступившего в законную силу решения суда о взыскании с должника денежных средств.
Получается, что банки поставлены в привилегированное положение по отношению к другим конкурсным кредиторам, которые для получения права на обращение в суд с заявлением о банкротстве должника вынуждены получить решение суда о взыскании суммы долга. По новым правилам кредитная организация может обратиться в суд с заявлением о банкротстве должника в случае неисполнения им денежных обязательств в течение трех месяцев, предварительно уведомив должника и кредиторов о своем намерении обратиться с таким заявлением.
Разумеется, обязанность банков уведомлять всех известных им кредиторов должника не является оптимальным средством обеспечения интересов последних. Доказать осведомленность банка без помощи квалифицированных юристов о наличии того или иного кредитора на практике может быть сложно.
Ужесточена и административная ответственность за неправомерные действия при банкротстве. Установлены новые требования, предъявляемые к отчету временного управляющего (должен содержать заключение о наличии или об отсутствии оснований для оспаривания сделок должника), а также внесен ряд других изменений.
Вступили в силу отдельные требования, касающиеся банков Крыма. Не позднее 1 января 2015 года кредитные учреждения, не прошедшие государственную регистрацию в Банке России, прекратили свою деятельность на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
С 1 января 2015 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя применяется законодательство РФ об обязательном социальном страховании, а также законодательство РФ о налогах и сборах. Это касается в том числе банков, работающих в Крыму. К кредитным организациям, создаваемым на территориях Республики Крым или города федерального значения Севастополя в установленном порядке, будут применяться требования валютного законодательства РФ.
С 2015 года прекращаются действие и условия трудовых договоров, не соответствующие требованиям нормативных правовых актов РФ, содержащих нормы трудового права, заключенных с работниками, осуществляющими трудовую деятельность на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 15 октября 2014 года.