Вячеслав Евсеев: о GR, социальной ответственности и эффективности Ассоциации менеджеров
Ассоциация менеджеров России
Контактный телефон
+7 (495) 902-52-32
Вячеслав Евсеев, исполнительный директор Ассоциации менеджеров, согласился дать небольшое интервью для GR-news, в котором затронуты вопросы наиболее эффективных проектов АМ и раскрыты секреты успеха крупнейшей профессиональной ассоциации России, собравшей под своими знаменами ведущих менеджеров страны.

 — Здравствуйте, Вячеслав Александрович, Ассоциация менеджеров – одно из ведущих деловых объединений России. А какая роль отведена Вам в этом «мастодонте» делового сообщества: координатор, вдохновитель, классический менеджер или всего понемногу?
 — Позиция исполнительного директора подразумевает сразу несколько ипостасей, включая все вами перечисленные. В процессе управления я должен быть подключен к процессам инициирования, планирования, контроля, мотивации, оценки.
 — С какими органами государственной власти, федеральными и региональными, Ассоциация менеджеров взаимодействует наиболее тесно и эффективно?
 — Перечислю несколько — Министерство экономического развития РФ, Министерство промышленности и торговли РФ, Министерство образования РФ, Министерство спорта РФ, Министра иностранных дел РФ, Минстрой России, Госдума РФ, Совет Федерации Федерального собрания РФ, Евразийская экономическая комиссия. Также мы работали с представителями региональной власти, проводили деловые завтраки с губернаторами Калужской, Ярославской, Тульской и других областей. Замечу, что если региональные власти заинтересованы в общении с деловым сообществом, то мы всегда готовы подключиться.
 — Какие направления деятельности Ассоциации менеджеров, на сегодняшний день, наиболее прерогативны?
 — Самый главный, самый популярный и действительно не имеющий аналогов проект Ассоциации менеджеров – это рейтинг «ТОП-1000 российских менеджеров». Заметно востребовано направление взаимодействия с органами власти. По тем инициативам, которые мы организуем с органами власти, можем сделать выводы, насколько они поддерживаются широким кругом компаний и насколько таким образом эффективны. К примеру, мы активно участвовали в работе по представлению интересов корпоративных СМИ, когда ввели закон ограничении иностранного капитала в СМИ, согласно которому доля иностранных акционеров в уставном капитале российских СМИ не может превышать 20%. Другой вектор нашей деятельности – это взаимодействие с ЕЭК по продвижению интересов компаний – членов при заключении договоров о зонах свободной торговли. Плюс взаимодействие с органами власти по вопросам экологии, корпоративного волонтерства. Мы стараемся выступать с инициативами по улучшению урегулирования деятельности компаний в сфере КСО.
 — Кто, если не секрет, из отечественного топ-менеджмента входит в Ассоциацию менеджеров?
 — Вы знаете, члены Ассоциации менеджеров – компании, бережно относящиеся к репутации как своему важнейшему нематериальному активу. Так что можем открыть сайт http://www.amr.ru/ и пройтись по списку членов – компании Яндекс, Норникель, Северсталь, АФК «Система», Интеррос, Билайн, Ernst&Young, Leroy Merlin и другие. Имен топ-менеджеров на целую статью хватит…
 — Комитеты АМ занимаются экспертно-аналитической деятельностью и вносят значимый вклад в создание благоприятной диалоговой среды для бизнеса и власти. В каком сегменте АМ наиболее эффективно: в GR, КСО, возможно, в вопросах внутрикорпоративной коммуникации?
 — Эффективность нашей деятельности должны оценивать не мы, а наши члены. Судя по тому, что наша членская база постоянно растет — сегодня около 150 корпоративных членов, то можно говорить о том, что полезны для компаний. Ассоциация занимает сильные позиции в тематике КСО, корпволонтерства. Мы одни их первых в России создали GR-площадку и проводили первые исследования на тему бизнеса и власти. Комитет по взаимодействию с органами власти был создан еще в 2003 году, когда мало еще кто затрагивал эту тему. Мы видим этот Комитет как один из системообразующих для АМ, непосредственно влияющий на формирование стандартов профессии GR– специалиста. Создание Комитета по внутрикорпоративным коммуникациям показало нашу готовность к реагированию на современные тенденции: если мы видим перспективные темы, то готовы действовать гибко и создавать внутри нашей структуры площадки, которые востребованы сообществом. Так что два заседания нового Комитета прошли с большим размахом и высоким градусом интереса.
 — Назовите наиболее масштабный и эффективный, на Ваш взгляд, проект, реализованный АМ в рамках влияния на формирование и реализацию политики регулятора.
 — Когда несколько лет назад шли дискуссии о формирование кадрового резерва страны, мы подавали профессионалов из нашего рейтинга топ-1000 и они попали в кадровый резерв России. В данном случае Ассоциация менеджеров сыграла важную роль в подборке управленцев в корпоративной среде, которые потом попадают в органы госвласти и оказывают влияние на регуляторов. Например, Ольга Голодец долгие годы возглавляла Комитет по КСО, а сейчас она – заместитель председателя правительства РФ и курирует социальную тему. Сергей Новиков, начальник управления президента РФ по общественным проектам, родом из корпоративной среды, долгие годы проработал директором департамента коммуникаций Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», компании – члена Ассоциации.
 — Не можем обойти стороной и независимый рейтинг «ТОП-1000 российских менеджеров», являющий собой основу для Премии «ТОП-1000 российских менеджеров»: каким образом, основываясь на каких показателях и коэффициентах, составляется данный рейтинг?
 — «ТОП-1000 российских менеджеров» реализуется ежегодно с 2001 г., и за эти годы по праву стал ярким маркером этапов формирования и развития отечественного бизнеса. Сегодня рейтинг – не имеющий аналогов по эффективности и статусности инструмент оценки профессиональной репутации российских менеджеров высшего звена. Целевая аудитория проекта — первые лица компаний и руководители функциональных подразделений. Рейтингование осуществляется по принципу «лучшие выбирают лучших». В ходе интернет-голосования топ-менеджеры оценивают топ-менеджеров, функциональные управленцы оценивают функциональных управленцев, что позволяет получить максимально объективную оценку профессиональной репутации менеджеров. По сложившейся традиции итоговые таблицы рейтинга будут опубликованы на страницах федерального издания газеты «КоммерсантЪ» в сентябре 2017 года.
 — Нельзя не поговорить и о проектах АМ в сфере КСО. Одной из знаковых инициатив АМ является конкурс и форум «PEOPLE INVESTOR: компании, инвестирующие в людей», проводящийся с 2008 года. В чем суть конкурса, и какие компании становились лауреатами в последние годы?
 — PEOPLE INVESTOR призван популяризировать и распространять практики ответственного ведения бизнеса для повышения прозрачности и конкурентоспособности отечественных компаний. За 10 лет проект сформировал сообщество представителей отечественного бизнеса, ориентированное на инвестирование в нематериальные активы компании — компетенции сотрудников, стабильные и надежные деловые отношения, безупречную профессиональную репутацию, социально ответственное ведение бизнеса. В числе лауреатов премии такие компании, как Мечел, IBM Восточная Европа/Азия, МТС, IBS, DHL Express, Kelly Services CIS, Microsoft Россия, KPMG, Северсталь, ТНК-ВР Менеджмент, Трансаэро, Банк Уралсиб, «ГМК «Норильский никель», «РОСНАНО», «РусГидро», «СУЭК», «Аэрофлот — российские авиалинии», «МегаФон», «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» и многие другие.
 — Вячеслав Александрович, как директор Центра по изучению вопросов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования: как Вы прокомментируете инициативу Минфина по уменьшению «площади соприкосновения» декларанта с таможенным органом за счет реформации системы таможенной администрации?
 — Я бы предложил переформулировать вопрос. Мы в большей степени занимаемся правилами регулирования ВТО, правилами доступа на наш рынок. И в преддверии 5-летнего присоединения к ВТО многие профессиональные дискуссии идут на тему, что дало нам ВТО и смогли ли мы эффективно воспользоваться этим инструментом. Я бы сказал, что пока мы не смогли им эффективно воспользоваться, защита наших экспортеров на внешних рынках построена слабо и государство по большому счету не использует эту площадку для того, чтобы снижать дискриминацию для отечественных производителей. В основном членство в ВТО создало ограничения для защиты от импорта. И Россия столкнулась с тем, что на нее неоднократно подавали обращения в систему урегулирования торговых споров ВТО. И нам в этой организации приходится скорее обороняться, чем продвигать наши интересы. В этом и кроется основной недостаток. Тем не менее, большинство наших компаний сохранили тенденцию к протекционизму, поэтому сейчас приходится выбирать сложные механизмы, как антидемпинг, нетарифное регулирование с тем, чтобы защищать наш внутренний рынок от чрезмерного давления зарубежных конкурентов.
 — Так уж получилось, что у широких слоев населения России понятие «менеджер» синонимично понятию «продавец», каким образом и есть ли возможность изменить сложившееся положение вещей? Ведь этот момент влияет и непосредственно на репутацию Ассоциации менеджеров.
 — Это одна из проблем, с которой мы сталкиваемся постоянно, потому что многие понятие «менеджер» ассоциируют не с тем, как его видим мы. Избавиться от этого клише можно с течением времени, вместе с дальнейшим развитием предпринимательства, формированием среднего класса и осознанием того, какой вклад управленческое сообщество вносит в развитие страны. Многие не видят этого на повседневном, бытовом уровне, но без этой прослойки элиты управленцев экономическое развитие России невозможно. Широкие слои потребителей должны это осознавать. И наш рейтинг «ТОП-1000 российских менеджеров» позволяет выявлять и подсвечивать лучших. Те профессионалы, которые попадают в наш рейтинг, точно не являются продавцами в бытовом смысле этого слова. Задача управления корпорацией с сотнями тысяч сотрудников может быть сопоставима с государственными задачами, при этом у компаний нет властных полномочий, поэтому проблемы приходится решать путем убеждения и мотивации сотрудников, и чаще проблемы решаются не благодаря, а вопреки.

 Ассоциация менеджеров http://amr.ru – одно из ведущих деловых объединений России. Деятельность Ассоциации Менеджеров нацелена на профессиональное развитие сообщества менеджеров, переход к социально ответственным стандартам ведения бизнеса, интеграцию в глобальную экономику. Ассоциация Менеджеров образована в 1999 году. За годы работы Ассоциация зарекомендовала себя как независимая экспертная площадка для выработки консолидированной позиции бизнеса по наиболее острым социальным и профессиональным вызовам, которые стоят перед руководством крупных российских предприятий, обществом и властью.

Павел Марышев