Подведены итоги исследования комитета по тендерной политике АКОС
Подведены итоги исследования комитета по тендерной политике Ассоциации компаний – консультантов в области связей с общественностью (АКОС). Рабочая группа проанализировала 137 тендеров коммерческих предприятий на PR услуги за 2015 год. В опросе приняли участие ключевые коммуникационные агентства страны – члены АКОС. Результаты исследования показали, что только в 36% тендеров был обозначен бюджет, а самой запрашиваемой услугой (49%) в 2015 году стали маркетинговые коммуникации. В 70% тендеров не названы победители, но при этом к некорректно проведенным участники рынка отнесли только 29% закупок.
В ходе исследования были изучены 137 тендеров на коммуникационные услуги. Все рассматриваемые тендеры были проведены 125 компаниями без участия госкапитала в 2015 году. Одна из отмеченных в ходе опроса особенностей – заказчики активно приглашали к участию малоизвестных подрядчиков.
Лишь в 36% тендеров до начала закупочной процедуры был обозначен бюджет, в 40% из них он составил от 4 до 10 млн рублей, и всего в 10% сумма контракта, выставленного на торги, составляла более 40 млн рублей. Исследование показало, что проблема скрытия информации о победителях закупки не просто остается актуальной, но и стала еще более острой: в 70% тендеров участники не были проинформированы о победителе, это почти в 2 раза больше показателей трех прошлых лет.
«В этом исследовании нашей задачей было проследить динамику тендерных взаимоотношений заказчика и агентства. Полученные результаты свидетельствуют о том, что PR закупки коммерческих компаний, к сожалению, остаются непрозрачными – победители были объявлены лишь в 30% тендеров. Ежегодно в исследовании по тендерной политике мы задаем вопрос о том, какие критерии закупок PRагентства считают некорректными. В этом году выявилось интересное наблюдение, коммуникационные агентства отнесли к некорректным тендерам всего 29% закупок, в то время как эта цифра должна быть как минимум 70% – именно в таком числе тендеров не были объявлены победители, что по сути прямо указывает на непрозрачность всех этих конкурсов. Такой результат исследования выглядит еще более любопытным, учитывая, что болевой точкой для коммуникационных агентств являются неоплаченные затраты на различные, в том числе креативные разработки на этапе тендера», – отметила руководитель комитета по тендерной политике АКОС, старший партнер Агентства PR Inc. Ольга Дашевская.
Исследование показало, что самой запрашиваемой услугой (49%) в 2015 году стало PR сопровождение маркетинга для B2B и B2C аудиторий, на втором и третьем местах digital (15%) и корпоративные коммуникации (14%). Только в 48% тендеров известно общее число участников. В большинство закупок (79%) участники были приглашены путем электронной рассылки, только 3% тендеров проводятся на торговой площадке.
Одновременно исследование подтвердило позитивный результат работы комитета по тендерной политике АКОС: в перечне 2015 года не оказалось ни одного заказчика, попавшего в закрытый список некорректно проводивших закупки компаний, который был составлен по результатам опросов за прошлые годы[1] .
«Подобные исследования очень важны для рынка, поскольку все, что ведет нас к прозрачности процедур и четким правилам игры в коммуникационном бизнесе, ведет и к лучшему восприятию обществом работы PR-специалиста. Я надеюсь, мы совместно с нашими уважаемыми заказчиками обсудим полученные результаты и выработаем соответствующие решения и рекомендации. Позитивные изменения на рынке важны для всех его игроков», – прокомментировал результаты исследования председатель АКОС, президент КРОС Сергей Зверев.
[1] Исследование по тендерной политике проводится с 2012 года