Налоговые поступления в 2022 году благодаря нефтегазовым доходам выросли на 18%
Ассоциация менеджеров России
Контактный телефон
+7 (495) 902-52-32
Налоговые сборы в консолидированный бюджет РФ в 2022 году увеличились к предыдущему году на 17,7%, до 33,6 трлн руб., подсчитала аналитическая служба аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza. Крупные поступления от нефтегазового сектора до введения ограничений на российский сырьевой экспорт позволили увеличить налоговые доходы государства сверх инфляции.

Сборы налоговых платежей выросли в абсолютном большинстве регионов, существеннее всего в Иркутской области (+1,39 трлн руб.), Ямало-Ненецком автономном округе (+587,6 млрд руб.), Ханты-Мансийском автономном округе (+531,6 млрд руб.), Сахалинской области (+250,5 млрд руб.) и Подмосковье (+181,5 млрд руб.). Сокращение налоговых поступлений отмечалось лишь в каждом пятом субъекте. Наибольшее падение произошло в Калининградской области (–78,2 млрд руб.), Липецкой области (–69,1 млрд руб.), Белгородской области (–22,8 млрд руб.), Калужской области (–22,2 млрд руб.) и Мурманской области (–16,2 млрд руб.).

Тающий прирост
Расчеты основаны на статистике Федеральной налоговой службы по форме №1-НМ о поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты всех уровней. В общую сумму налоговых сборов включены все поступления, администрируемые налоговыми органами, за исключением страховых взносов во внебюджетные фонды. В налоговых поступлениях не учитывались администрируемые Федеральной таможенной службой ввозной НДС, уплачиваемый при импорте товаров на территорию РФ, а также доходы от внешнеэкономической деятельности в виде таможенных пошлин.

Весной на фоне рекордных цен на сырье, сохраняющегося спроса на российские энергоносители и слабого рубля казна с избытком пополнялась налогами со стороны нефтегазового сектора, демонстрировавшего огромные прибыли. Однако затем спрос на российские нефть и газ стал сокращаться, а рубль укрепился, в результате налоговая база начала уменьшаться. Превышение налоговых доходов над уровнем 2021 года с каждым новым месяцем планомерно снижалось. Так, если к концу первого квартала налоговые сборы накопленным итогом превосходили прошлогодние примерно на 39%, то к концу второго – уже на 32%, к концу третьего – только на 20%. По итогам всего «санкционного года» налоговые поступления в бюджетную систему России оказались выше, чем в 2021 году, на 17,7%, или на 5,05 трлн руб., достигнув 33,58 трлн руб. Несмотря на нисходящую динамику, итоговый годовой рост налоговых сборов даже опередил инфляцию (среднегодовой рост потребительских цен в 2022 году составил 13,75%).

Нефтегазовая доля
Почти три четверти всего налогового прироста (72%) обеспечил налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) – его сборы увеличились на 3,6 трлн руб., до 11 трлн руб. В результате доля НДПИ в структуре всех налоговых доходов государства в 2022 году достигла трети (33%).

Дополнительный 1 трлн руб. налоговых поступлений (20% от общего налогового прироста) принес внутренний НДС, годовые сборы этого налога выросли до 6,5 трлн руб. Прибавку в 787 млрд руб. дал налог на доходы физических лиц, совокупные сборы которого достигли 5,6 трлн руб. (без учета "федеральной части" НДФЛ, взимаемой с высоких доходов). Плюс 676 млрд руб. "сверху" позволил собрать налог на дополнительный доход от добычи углеводородов (НДД), его общие сборы составили 1,7 трлн руб.
В то же время нефтяникам вернули из бюджета свыше 2 трлн руб. в рамках демпферного механизма, призванного сдерживать цены на топливо на внутреннем рынке при высоких экспортных ценах.

Налог на прибыль, один из ключевых бюджетообразующих налогов, обеспечил лишь 274 млрд руб., или 5%, дополнительных поступлений по сравнению с прошлым годом. Общие же сборы налога за год составили 6,4 трлн руб. (около 19% всех налоговых платежей).

Сборы налога на имущество выросли на 188 млрд руб., до 1,6 трлн руб. На 169 млрд руб., до 885 млрд руб., увеличились поступления с малого бизнеса на "упрощенке". Также на 167 млрд руб., до 1,1 трлн руб., повысились акцизные сборы в региональные бюджеты.

Поступления в федеральный бюджет, куда стекаются сырьевые налоги и НДС, выросли сильнее (на 22,4%, до 19,4 трлн руб.), чем у региональных бюджетов (на 11,9%, до 14,2 трлн руб.), ключевыми доходными статьями которых являются налог на прибыль и НДФЛ.

«По итогам 2022 года налоговые доходы государства оказались выше уровня предыдущего года, однако с каждым месяцем этот положительный разрыв сокращался. Причем в четвертом квартале статистику налоговых поступлений улучшила огромная разовая выплата НДПИ «Газпромом» на 1,2 трлн руб. взамен отмененных дивидендов за 2021 год. После введения нефтяного эмбарго бюджет начал терять доходы, что происходило на фоне роста государственных расходов. С учетом снижения экспортных поставок углеводородов и дисконта на российскую нефть даже на остающихся открытыми «дружественных» рынках государство уже не сможет получать доходы от нефти и газа в прежних объемах. При этом нефтегазовые доходы играют критически важную роль для сохранения бюджетной стабильности в условиях сокращения ВВП. В этой ситуации государство с 2023 года повысило сырьевые налоги. Обсуждается разовый взнос из рентных прибылей крупнейших предприятий. Очевидно, что власти будут искать и другие решения для восполнения бюджетного дефицита», – говорит президент FinExpertiza Елена Трубникова.

Денежные территории
Налоговые сборы в 2022 году выросли в 70 регионах, то есть в абсолютном большинстве, лишь в 15 субъектах они сократились. Наибольший прирост отмечался в Иркутской области, где налоговые платежи относительно 2021 года увеличились аж на 1,4 трлн руб., или на 232%, до 2 трлн руб. Основную часть этой прибавки обеспечили налоги с добычи газа, ушедшие в федеральный бюджет. Из всей же суммы собранных на территории Иркутской области налогов регион оставил себе только 245 млрд руб.

Далее следуют главные нефтегазовые регионы страны Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа. Налоговые сборы на Ямале выросли на 587,6 млрд руб., или на 30,8%, до 2,5 трлн руб. В Югре поступления увеличились на 531,6 млрд руб., или на 13%, до 4,63 трлн руб., причем региональная часть налогов даже сократилась. Регионы смогли существенно нарастить сборы НДПИ, а также НДС.

Следом идут Сахалинская область (налоговые сборы выросли на 250,5 млрд руб., или на 110,9%, до 476,4 млрд руб. – главным образом, благодаря налогу на прибыль), Подмосковье (рост на 181,5 млрд руб., или 13,3%, до 1,55 трлн руб. – наибольший прирост продемонстрировали НДФЛ и налог на прибыль), Москва (на 179,2 млрд руб., или на 3,7%, до 5 трлн руб.; особенно заметно выросли сборы НДПИ и НДФЛ). Также в десятку регионов с максимальным абсолютным приростом налоговых сборов вошли Пермский край (рост на 163,8 млрд руб., или на 25,7%, до 800,5 млрд руб.), Республика Коми (на 155,1 млрд руб., или на 41,8%, до 526,6 млрд руб.), Якутия (на 153,8 млрд руб., или на 38,2%, до 556,4 млрд руб.) и Татарстан (на 145,2 млрд руб., или на 13%, до 1,3 трлн руб.).

Самое значительное падение налоговых сборов произошло в Калининградской области – на 78,2 млрд руб., или 31,9%, до 167,2 млрд руб. При этом снизились только поступления, которые регион направляет в федеральную казну – прежде всего по НДС. Собственные же налоговые доходы региона увеличились, в частности, за счет НДФЛ и налога на прибыль. Экономика региона серьезным образом пострадала из-за сворачивания автопрома после введения санкций.

На 69,1 млрд руб., или на 52,5%, до 62,6 млрд руб., сократились налоговые сборы в Липецкой области: по сравнению с предшествующим годом уменьшились и федеральная, и региональная части налоговых платежей. Причина – в трехкратном падении сборов налога на прибыль.

Также заметно снизились налоговые сборы в Белгородской области (на 22,8 млрд руб., или на 10,6%, до 192,9 млрд руб.), Калужской области (на 22,2 млрд руб., или на 12,6%, до 153,8 млрд руб.), Мурманской области (на 16,2 млрд руб., или на 25,1%, до 48,1 млрд руб.), Чукотском автономном округе (на 13,3 млрд руб., или на 65,8%, до 6,9 млрд руб.), Санкт-Петербурге (на 12,7 млрд руб., впрочем, в относительном выражении этот недобор составил лишь 0,9% от прошлогодних поступлений, общие же налоговые сборы в Северной столице составили в 2022 году 1,4 трлн руб.), Башкортостане (на 9 млрд руб., или на 2,3%, до 384 млрд руб.), Курской области (на 8,9 млрд руб., или на 8,7%, до 93,1 млрд руб.) и в Карелии (на 8,2 млрд руб., или на 12,8%, до 55,8 млрд руб.).