AMR.ru
12.01.2023
Пожалуй, крупнейшей стройкой, которая должна завершиться в городе в 2023 году, станет "СКА–Арена" на месте снесённого СКК "Петербургский". Ледовый дворец стоимостью 37 млрд рублей станет крупнейшим в Европе (вместимость — более 22 тыс. человек). Завершить работы планируется летом.
Однако довольно высокой остаётся инвестиционная активность и в промышленности. По оценкам Смольного, на данный момент в Петербурге строится 70 промышленных объектов. Из них 42 — это заводы, 11 — промышленно–складские объекты и 17 — объекты энергетики. Ввести их в строй планируется в течение ближайших 3 лет, говорил в конце декабря вице–губернатор Валерий Москаленко.
Готовность номер один
Если же говорить про нынешний год, в городе планируется запустить как минимум восемь новых производств с общим объёмом инвестиций 7,7 млрд рублей, уточнили в пресс–службе комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт–Петербурга.
Так, ожидается, что во II квартале компания "Фармакор Продакшн" запустит производство лекарственных средств, объём вложений в этот проект составляет 1,6 млрд рублей. Завод "Измерон" (входит в "Бронка Групп") весной введёт в строй новую площадку на Броневой улице, где начнёт выпускать внутрискважинное оборудование для нефтегазовой отрасли. Объём вложений в этот проект ранее оценивался в 2 млрд рублей. По информации "ДП", на данный момент "Бронка Групп" релоцирует оборудование со старой площадки на Новгородской улице, а также завершает пусконаладочные работы на новом заводе.
В числе крупнейших (по объёму инвестиций) новых производств — интеллектуальная лаборатория цифровых сетей. Её строит компания "НИЦ ЕЭС" (входит в "Россети") на территории особой экономической зоны (ОЭЗ) "Санкт–Петербург". Завершить первый этап этого проекта планируется в III квартале, общий объём вложений в него превысит 2,5 млрд рублей.
В 2023–м в петербургской ОЭЗ планируется открыть ещё два новых предприятия — центр разработки и производства компьютерных решений для тяжёлых условий эксплуатации компании "АТРИ" (заявленный объём инвестиций — более 400 млн рублей) и комплекс по разработке и производству пищевых добавок для предприятий пищевой промышленности компании "НПО “Технологии”" (496 млн).
Как добавили в пресс–службе ОЭЗ "Санкт–Петербург", на данный момент строительно–монтажные работы ведут десять её резидентов. В числе крупнейших заводов, которые планируются к вводу в ближайшие несколько лет (кроме уже упомянутого НИЦ ЕЭС), — завод дженериков и оригинальных лекарств компании "Биоген" ("дочки" фармпроизводителя "Вертекс"). Запустить предприятие планируется в 2025 году, ранее объём инвестиций в этот проект оценивался в 4,6 млрд рублей. Также в процессе получения разрешения на строительство находятся ещё два крупных резидента — ООО "ПК “АГП”" и АО "ТНК". Оба предприятия запланировали ввод в эксплуатацию в 2024 году, подчеркнули в ОЭЗ.
Nissan перезапустят
В этот список можно добавить и запуск нового производственного комплекса "Фармсинтез–Норд" площадью более 30 тыс. м2. Там будут выпускать препараты для терапии больных сахарным диабетом, артритом и онкологией. По данным "ДП", завод уже почти работает: компания поэтапно лицензирует производственные линии, а запуск всего производства запланирован на лето 2023 года. Общий объём инвестиций в него ранее оценивали в 13,8 млрд рублей.
Ещё одним ожидаемым проектом можно назвать перезапуск бывшего завода Nissan. На нём в 2023 году начнёт производство АвтоВАЗ, анонсировал глава Минпромторга Денис Мантуров. Напомним, осенью 2022 года японский автоконцерн передал свои активы, включая петербургский завод, государственному институту НАМИ, а затем оператором предприятия назначили АвтоВАЗ. Как ожидается, выпускать в Петербурге будут машины под маркой Lada, это будут аналоги иностранных легковушек. С кем именно обсуждается сотрудничество, пока не озвучивалось, но, предположительно, переговоры идут с китайскими компаниями.
В соседней Ленинградской области на разных стадиях реализации находится 154 инвестиционных проекта с общим объёмом инвестиций 4,2 трлн рублей, сообщили "ДП" в пресс–службе губернатора и правительства региона. В 2023 году планируется запустить пять новых производств. "Это проекты из разных отраслей промышленности, таких как машиностроение, строительные материалы, а также в сфере логистики", — рассказали в правительстве Ленобласти.
По оценкам "ДП", в числе крупнейших можно назвать анонсированный ранее на 2023 год запуск производства на предприятии "ЕвроХим — Северо–Запад–2". Новый комплекс будет выпускать 1,4 млн тонн карбамида и 1 млн тонн аммиака ежегодно. Общая сумма инвестиций в проект компания оценивала в 120 млрд рублей. В рамках первой очереди в 2019 году в промзоне "Фосфорит" под Кингисеппом открыли завод АО "ЕвроХим — Северо–Запад" по выпуску аммиака.
Платформа с переходом
В транспортно–логистической сфере в наступившем году прорывов не ожидается, но, к примеру, в городе появится новая железнодорожная станция. Строительство платформы Новая Лахта и подземного пешеходного перехода, который соединит её с "Лахта Центром", планируется завершить до конца года. Об этом рассказывал первый зампред комитета по транспорту Санкт–Петербурга Алексей Львов в интервью "ДП" в конце прошлого года."Сейчас со стороны РЖД заключены контракты на строительство платформы, со стороны комитета по развитию транспортной инфраструктуры — на переход", — отмечал он. В перспективе платформа станет частью многофункционального транспортного узла с остановками наземного транспорта и планируемой станцией метро "Лахта".
Объём действующих портовых мощностей на Северо–Западе в 2023 году, скорее всего, вырастет не так существенно, как планировалось в прошлом. До конца текущего года в строй должны ввести первую очередь универсального торгового терминала Lugaport в порту Усть–Луга — "Новотранс" реализует данный проект с 2019 года, но в ходе строительства комплекс подорожал до 70 млрд рублей. Первоначальные оценки необходимых инвестиций составляли около 46,5 млрд.
А вот Высоцкий зерновой терминал "Технотранса", первую очередь которого оператор планировал запустить до конца 2023 года, похоже, начнёт перевалку грузов на год позже. Об этом в конце прошлого года сообщило руководство "Технотранса".
Полная заморозка
Впрочем, есть сектора экономики, где наступил инвестиционный штиль. Один из них — коммерческая недвижимость. Как минимум у трети офисных и торговых центров, анонсированных к вводу в 2022 году, перенеслись сроки начала эксплуатации на более поздний период, ряд из них заморожен. "Например, крупнейший строящийся ТЦ в Санкт–Петербурге Hollywood продлил разрешение на строительство до 2024 года. Крупные офисные центры — “Северная Пальмира” и четвёртая очередь “Заневского каскада” — временно приостановили строительство. Основная причина — растущая вакантность на рынке после ухода международных компаний", — рассказывает Светлана Московченко, руководитель отдела исследований консалтинговой компании NF Group в Санкт–Петербурге.С ней согласен Андрей Бойков, управляющий партнёр Rusland SP. "Многие компании ушли с рынка, что повлекло рост среднего уровня вакансии в офисном сегменте. И какого–то серьёзного развития мы в нём не наблюдаем. Более того, многие собственники земель, предназначенных под строительство бизнес–центров, перепрофилируют участки под апартаменты. И даже некоторые существующие объекты приобретаются с той же целью", — говорит он. Начатые проекты достраиваются, но новые инвестиции в оба сегмента не идут.
Большие объёмы ввода коммерческой недвижимости в прошлом году — следствие активного спроса в 2020–2021 годах. "После февраля 2022 года новые проекты практически не запускались. В 2023–м мы ожидаем, что объём нового строительства коммерческой недвижимости сократится", — рассказывает Екатерина Ногай, руководитель департамента исследований и аналитики IBC Real Estate.
Единственный сегмент коммерческой недвижимости, который более–менее развивается, — склады. Там новое предложение растёт последние несколько лет. "Активный прирост связан с тем, что начиная с 2020 года высокая потребность в складских мощностях вынуждала федеральных ретейлеров и маркетплейсы, а также логистические компании, обеспечивающие их деятельность, всё чаще прибегать к строительству объектов по схеме built–to–suit", — рассказывает Алина Базаева, старший аналитик департамента исследований Nikoliers. При этом в условиях экономической турбулентности девелоперы во всех сегментах всё менее склонны к созданию спекулятивных комплексов, предпочитая защищённые объекты, построенные по индивидуальному заказу по схеме built–to–suit или при условии заключения pre–let–договора на доминирующую часть площадей, говорят эксперты.
"Деловой Петербург", 11 января 2023 года