Телематика сделает транспорт частью «умного» города
29.07.2019
Йенс Штрошнайдер: По данным ежегодного исследования, которое мы проводим вот уже 9 лет, объем российского рынка транспортной телематики по итогам прошлого года составил около 15 млрд. руб. 70% этого рынка – доходы от абонентской базы платформ мониторинга транспорта, 15% – от датчиков и еще 15% – от навигационных терминалов и прочих бортовых устройств. После спада в 2015-2016 гг., рынок стабилизировался и растет в пределах 8,5-9% в год. Дополнительный фактор роста – позиция регуляторов рынка. Например, введение тахографического контроля с 1 июля 2019 года, штрафы за превышение нагрузки на ось, контроль рабочего времени водителя в рамках федеральной программы безопасности на дорогах повышают спрос на технологии мониторинга транспорта. По нашим прогнозам, с учетом всех факторов, рынок может вырасти минимум на 10%.
CNews: Какую долю на этом рынке занимает ваша компания?
Йенс Штрошнайдер: По итогам 2018 года компании OMNICOMM принадлежит 25% рынка терминалов, по датчикам топлива мы занимаем 37% рынка. Что же касается динамики, то в прошлом году мы нарастили абонентскую базу на 27% и сейчас она насчитывает около 130 тыс. подключенных транспортных средств.
CNews: С чем связано то, что вы занимаете столь значимую долю рынка?
Йенс Штрошнайдер: OMNICOMM с 1998 года разрабатывает технологии для мониторинга транспорта. Фактически мы создали рынок телематики в России, когда решили адаптировать авиационную технологию оценки уровня топлива для транспортной отрасли. Команда OMNICOMM использовала принцип емкостных датчиков измерения уровня топлива, которая позволяет очень точно оценивать количество горючего в баках. Эффект от внедрения этой технологии был заметен сразу. Например, в конце 90-х – начале 2000-х гг. в российских транспортных компаниях махинации с топливом были крайне распространенным явлением. Установка датчиков позволила кардинально решить эту проблему, сократив расход топлива порой на 40-50%. Позже возник спрос на навигационные терминалы – аппаратные устройства, которые устанавливаются на автомобиль и позволяют контролировать местоположение транспортного средства, пробег, скорость движения и манеру вождения. С запуском облачной платформы OMNICOMM Online, которая позволяет передавать и хранить данные в облаке, владельцы транспортного бизнеса получили возможность контролировать автопарк в режиме реального времени. Мы постоянно отслеживаем тренды российского и международного рынка в области телематики, поэтому удерживаем лидерские позиции и сохраняем динамику роста.
Еще один важный фактор – развитая партнерская сеть. В России мы сотрудничаем с 60 локальными дилерами, которые занимаются оснащением автопарков заказчиков, обучают персонал клиентов пользоваться ИВ-платформой, выполняют сервисное обслуживание.
С декабря 2018 года мы сотрудничаем с Orange Business Services. Клиенты Orange могут использовать оборудование и ИВ-платформу OMNICOMM в составе отраслевых решений. В партнерстве с Orange Business Services мы предлагаем решения для сервисных служб аэропортов, российских промышленных, нефтегазовых и транспортных компаний.
CNews: Какие датчики вы используете в своих системах?
Йенс Штрошнайдер: В состав комплексного решения OMNICOMM входят датчики уровня топлива, навигационные терминалы и ИВ-платформа для сбора данных и мониторинга транспорта. Летом 2019 года мы запускаем новое поколение датчиков уровня топлива LLS 5, которые отличаются повышенной точностью измерения – до 99,5% а также специальную взрывозащищенную версию LLS-Ex 5. Среди наиболее востребованных терминалов – OMNICOMM АСН, который обеспечивает одновременную передачу данных в Ространcнадзор через систему «ЭРА-ГЛОНАСС», а также в ИВ-платформу OMNICOMM. К популярным решениям также относится видеотерминал OMNICOMM OKO, который в режиме реального времени автоматически передает видеофрагменты по гибко настраиваемому списку заданных событий в платформу мониторинга.
Все технологии разрабатываются на базе собственного R&D-центра OMNICOMM в России. Датчики и терминалы проходят пятиступенчатую проверку качества, и только после этого команда подает заявку на российскую и европейскую сертификацию оборудования. OMNICOMM как производитель поставляет телематику на условиях пожизненной гарантии.
CNews: Какие данные вы собираете и какие технологии для этого используете?
Йенс Штрошнайдер: К базовым параметрам относятся данные об уровне топлива, местоположении, скорости транспортного средства и манере вождения. Также платформа аккумулирует данные тахографа, что важно для контроля рабочего времени водителя. Анализ эти данных позволяет решить несколько задач. Во-первых, компании получают инструмент для сокращения издержек – как минимум на 20% – за счет снижения расхода топлива и более точного мониторинга технического состояния транспорта. Во-вторых, анализ данных позволяет выявить «узкие» места в бизнес-процессах: сократить простои техники, нарастить пробег без увеличения издержек, планировать своевременное техническое обслуживание, а также скорректировать манеру вождения. В комплексе с информацией от CAN-шины – около 5 тыс. типов данных – телематика позволяет встроить транспортные средства в модель «умного города», когда автопарк становится частью масштабной цифровой экосистемы.
CNews: Каким образом вы интегрируете собираемую информацию о транспорте с другими системами ваших клиентов? И есть ли в этом необходимость?
Йенс Штрошнайдер: Каждый месяц мы аккумулируем в общей сложности 2 ТБ данных, связанных с управлением транспортными средствами наших клиентов. И последний тренд связан с возможностью интегрировать всю эту информацию с различными информационными системами заказчика. В частности, мы интегрируем нашу платформу с такими решениями, как «1С», SAP и другие. Таким образом, мы оптимизируем управление транспортом в той или иной компании.
CNews: В каких направлениях сейчас развиваются технологии управления автомобильными парками?
Йенс Штрошнайдер: В этой области мы наблюдаем несколько направлений. Один из наиболее заметных трендов – интеграция решения для мониторинга транспорта с различными системами – от систем управления складом до поставки товаров конечному клиенту. Подобная интеграция лежит в основе эффективного управления автопарком. Еще одно важное направление – предиктивная аналитика. Уже сейчас на базе модуля «Безопасное вождение» можно оценить потенциальные расходы бизнеса на оплату штрафов за превышение скорости, нагрузки на ось, прогнозировать расходы на ремонт техники и так далее. Еще одно интересное направление – страховая телематика, или «умное» страхование. Телеметрические данные позволяют страховым компаниям оценить риск-профиль клиента и, соответственно, предлагать индивидуальные условия, исходя из безопасной или агрессивной манеры вождения.
CNews: Что вы можете сказать о платформе OMNICOMM Online?
Йенс Штрошнайдер: ИВ-платформа OMNICOMM Online создавалась в течение 15 лет. Сейчас это полноценная ИВ-экосистема, которая предоставляет доступ к 40 видам отчетов. Основные модули – мониторинг транспорта в режиме реального времени, контроль основных параметров управления транспортом (скорость, обороты двигателя, маршрут), анализ расхода топлива, геозоны, интеграция потока данных с фото- и видеоконтролем. Для клиентов, которые обязаны хранить данные в собственной ИТ-системе, мы организуем доступ на отдельном сервере.
CNews: Какие компании вашими клиентами и какие отрасли они представляют?
Йенс Штрошнайдер: Мы работаем с компаниями из 11 отраслей: транспорт и логистика, железнодорожные перевозки, ТЭК, строительный сектор, добывающая промышленность, телеком. Вместе с нашими партнерами реализуем проекты по цифровизации более чем для 100 компаний в России.
Например, один из наших клиентов – «Норильский никель». Несколько лет назад мы оснастили оборудованием OMNICOMM 2000 транспортных средств. Только за первый месяц работы «Норникель» сократил расходы на топливо на 30%, а по итогам года экономия составила более 300 млн. руб.
Мурманский морской торговый порт создал с OMNICOMM систему точного мониторинга в режиме реального времени для эксплуатации техники. Мы оснастили оборудованием 182 единицы техники. ИВ-платформа позволяет получать оперативную информацию о работе транспортных средств, своевременно планировать техническое обслуживание, отслеживать эффективность работы каждой машины и автопарка в целом. Только за первый месяц руководство порта сэкономило более 360 тыс. руб., а за 2018 год ‒ более 23 млн. руб.
CNews: Вы работаете не только на российском рынке, но и в других странах. Не могли бы рассказать о своей международной деятельности?
Йенс Штрошнайдер: OMNICOMM с 2007 года поэтапно развивает международную сеть партнеров и наращивает сотрудничество с крупными заказчиками. Наш европейский офис расположен в Эстонии, также работают представительства в Мексике, Бразилии и Индии, через сеть партнеров наращиваем пул клиентов в Африке. В общей сложности, более миллиона транспортных средств в 110 странах мира оснащены телематикой OMNICOMM. Более того, мы получили признание на международном рынке: в Индии завоевали титул «ИВ-компания 2018 года», а также вошли в топ-10 компаний по флит-менеджменту (ИТ-решений для управления автопарком).
CNews: Как, на ваш взгляд, будет развиваться российский рынок решений для управления транспортом в ближайшее время? И какие факторы будут влиять на его развитие?
Йенс Штрошнайдер: В первую очередь, рынок продолжит устойчивый рост, при этом темпы ежегодного прироста будут составлять не менее 10%. Сегодня, по нашим оценкам, уже 76% новых коммерческих автомобилей оснащаются датчиками уровня топлива и другими решениями для контроля расхода горючего. Несмотря на стагнацию в продажах коммерческого транспорта, на рынке есть точки роста. По нашим данным, растет спрос на сервис безопасного вождения – 25%, технологии контроля температурного режима при перевозке продуктов питания, лекарственных препаратов – 22%. Спрос на терминалы, которые поддерживают протокол передачи данных в рамках постановления правительства № 153, достигает 20%, интерес к видеотерминалам проявляют около 15% клиентов.
Еще одно интересное направление – сотрудничество производителей телематики с автопромом и дилерскими сетями. Как минимум, речь идет об установке сертифицированного оборудования с поддержкой стандарта GPS/ГЛОНАСС и АСН для транспортных средств согласно постановлению правительства страны № 153. В этом случае иностранные производители смогут соответствовать требованиям регуляторов российского рынка в области передачи и хранения данных. Следующий шаг – интеграция ИВ-платформы для анализа стоимости владения автомобилем (TCO, total cost of ownership) и параметров эксплуатации транспортных средств на основе данных CAN-шины. Подобная интеграция позволит пресекать случаи манипулирования гарантийными обязательствами автоконцернов со стороны потребителей, а также сформирует базу для продажи дополнительных сервисов и услуг дилерских сетей на основе больших данных.
Алексей Грамматчиков, CNEWS.ru, 29 июля 2019 года