«Зарплаты в IT растут, но дефицит кадров существует»
Влияние 2022-го: рост продаж ПО и «железа»
Компания Sitronics Group достаточно многопрофильная. Вы занимаетесь самыми разными направлениями: от производства собственного электронного оборудования до выпуска электросудов и развития инфраструктуры для электромобилей. Какие проекты вы как руководитель можете назвать наиболее значимыми?
— Для нас очень важны проекты разработки программного обеспечения: наше ПО используется на значимых для страны участках, таких как Северный морской путь. Мы ратуем за распространение электродвижения, вкладываем достаточно много денег в развитие и инфраструктуры, и самих решений, таких как электросуда (в 2022 году Sitronics Group приобрела более 50% акций производителя судов на электрической тяге из Ленобласти Emperium. — Прим. ред.). Мы развиваем свое программное обеспечение для зарядки электромобилей и электробусов. Все это — наши ключевые истории. В компании сейчас работают более 2,5 тысячи человек.
Как 2022 год сказался на вашем бизнесе?
— Мы были крупным поставщиком и интегратором решений — в том числе иностранных вендоров, и операционно их уход сказался на нас, выпал довольно большой кусок выручки. Но стратегически мы уже более 2 лет до произошедших событий готовились стать вендором, занимались разработкой собственных продуктов, набирали штат. В этом смысле у нас произошло определенное улучшение: объем продаж программного обеспечения и железа, которое мы разрабатываем, увеличился.
Вы чем-то заменяли ушедшие иностранные решения?
— Некоторых продуктов в достойном качестве на рынке нет и аналогами их заменить не получается. Поэтому у нас увеличился объем разработки. Например, мы закончили создание своего ПО в части систем виртуализации — наша платформа виртуализации внесена в реестр Минцифры. Мы предлагаем рынку собственные серверы — они более года назад вышли на рынок. Это вычислительные серверы для телекома, для банков. В прошлом году мы уже активно продавали их. Также мы стали создавать достаточно много ПО для российских компаний, «Росатома», стали работать с нефтяным сектором. Все, что связано с морской логистикой, где мы очень сильны в своих компетенциях.
Насколько глобальным был отток кадров в 2022 году? Вы, наверное, видели недавнее заявление Грефа о нехватке квалифицированных IT-специалистов. Из-за оттока специалистов особенно не хватает «мидлов и сеньоров», сказал он.— Несмотря на существующий дефицит айтишников на рынке, мы за год серьезно нарастили именно подразделения IT-разработки, в целом увеличили численность персонала в 2 раза. Кроме того, в прошлом году на рынок вышли сотрудники ушедших из России компаний, и мы активно набирали этих кандидатов. Немаловажным фактором стало то, что мы являемся аккредитованной IT-компанией. Кроме того, мы сами стали активнее обучать людей, в этом плане взаимодействуем с профильными техническими вузами. К примеру, наш центр разработки запустил собственный курс обучения в Воронежском госуниверситете, толковые ребята приходят на стажировки и остаются работать.
— Так оценивать, конечно, нельзя, это все-таки разные компании. Intel — это производство электронно-компонентной базы, процессоров. А HP делает на базе процессоров какое-то оборудование. Отвечая на вопрос, умеем ли мы делать на таких процессорах такое же оборудование, да, умеем. Умеем ли мы делать такие процессоры — нет, еще не умеем.
Что, на ваш взгляд, могло бы изменить ситуацию?— Страна сейчас активно вкладывается в развитие собственной компонентной базы. Строятся новые мощности, разрабатываются технологии: для процессоров, другой компонентной базы. Мы как компания берем эти разработки и интегрируем в наш готовый продукт. На базе процессоров делаем серверы, на базе контроллеров делаем устройства. И, конечно, мы все ждем, когда это станет массовым.
Когда будет российский Windows и может ли Россия создать что-то подобное?— В России уже давно есть отечественные операционные системы, например Astra Linux, «Ред ОС», «Альт», ROSA Linux на базе доверенной системы Linux, соответствующие в той или иной мере как требованиям крупных корпоративных клиентов, так и частных пользователей. У нас самих достаточно много разработок сосредоточено на ядре Linux. Также есть специализированные защищенные решения для самих разработчиков, к примеру ОС «Лаборатории Касперского». Главная задача — это написание прикладных программ под операционную систему. Ведь MS Windows хорош количеством приложений, написанных под него. Лично я оптимистично смотрю на рынок, потому что мы видим реальные попытки государства простимулировать рост IT-сегмента.
А что с зарплатами на этом рынке? Говорят, что многие компании в прошлом году отказались от премий, где-то зарплаты даже стали снижать.— Возможно, мы изначально не переплачивали, но у нас пока такого тренда не намечается. У компании есть четкое понимание того, за что мы платим премии, и мы от этих выплат не отказывались. Зарплаты айтишников в принципе по рынку растут. Дефицит кадров все равно существует — особенно качественного ресурса. Но сильного оттока и уменьшения не наблюдаем.
За последний год введено довольно много мер господдержки айтишников: льготная ипотека, отсрочки от службы, недавно появилась информация, что для иностранных специалистов упростят процедуру трудоустройства и получения ВНЖ. Насколько это помогает решать проблему кадрового дефицита?— Сейчас непросто нанять качественные команды из сотен человек под новые серьезные проекты. Поэтому все, что делают в части поддержки кадров правительство и Минцифры, поддерживаем двумя руками. Мы и сами привлекаем людей, говоря о том, что в нашей отрасли, в нашей компании вы можете получить всевозможные бенефиты.
— В России второй год действует госпрограмма поддержки и развития инфраструктуры, она касается и электромобилей. Установкой зарядных устройств в этом сегменте занимается как наш оператор Sitronics Electro, так и ряд других компаний. Инфраструктура развивается, но темпы производства электромобилей отстают, а импорт замедлился. Говоря предметно, в стране сегодня установлено больше 3 тысяч зарядок, а на одну зарядку в среднем приходится около 7 электромобилей, а мировое соотношение — около 1 к 10. Поэтому очень важно, чтобы эта история была поддержана увеличением выпуска авто.
Хотя мы уже видим прогресс — в прошлом году стартовало производство электромобилей Evolute в Липецкой области, развивается проект на заводе «Москвич».
Вы как-то высказывались о том, что стоимость заряда такого авто остается достаточно высокой, как и стоимость самого электромобиля. Как это влияет на спрос?— Что такое экономика электромобиля для простого человека? Его надо сравнивать с дизельной или бензиновой машиной. Стоимость электроэнергии должна приводить к тому, что электромобиль становится дешевле в эксплуатации, чем бензиновый/дизельный, иначе он теряет свои преимущества. Поэтому мы говорим о том, что экономика в этом смысле — самое важное. Автовладелец должен четко понимать, что, покупая электромобиль, может быть, подороже, чем бензиновую или дизельную машину, он будет иметь выигрыш в стоимости эксплуатации. И плюсом будет экология.
Какой в этом случае должна быть цена?— Мы на своей сети держим цены в диапазоне от 13 до 22 рублей и считаем, что стоимость где-то в 17 рублей за киловатт — оптимальная история. Такой ценник позволяет иметь 30–40% экономии относительно бензиновой или дизельной машины.
Дорожная инфраструктура для владельцев электромобилей уже построена? От Питера до Сочи можно доехать без проблем?— Ну да. Нашими зарядками практически весь этот путь «из варяг в греки» покрыт, за редким исключением. Скоро еще установим зарядки близко к трассе М-11, скоростной автомагистрали между Москвой и Санкт-Петербургом. Есть пробелы в ряде областей — Московской, Воронежской, их сейчас тоже будем закрывать.
Каков сегодняшний портрет пользователя электромобиля?— Он абсолютно разный. У нас в офисе уже есть несколько электромобилистов. Их я бы, наверное, назвал энтузиастами. Руководитель направления Sitronics Electro всю семью пересадил на электрические машины. Для него причиной была «тихая мощность», когда ты можешь без рева разгоняться за 3,2 секунды до 100 км/ч.
Для других электромобилистов причина выбора — это низкие операционные расходы, ведь для электрокаров бесплатны все столичные уличные парковки, а также в Москве действует нулевая ставка транспортного налога. Есть примеры развития таксопарков на электромобилях. Самый большой такой проект в январе стартовал в Нижнем Новгороде. Там уже закупили на липецком заводе 180 электромобилей, планируют приобрести еще 100.
На долю электромобилей сегодня приходится порядка 1% от общего количества транспорта в стране. Что нужно для роста популярности этого вида транспорта?— Для этого нужно показывать пример. Когда все муниципальные автомобили перейдут на электротягу по всей России, тогда и обычные водители поверят, что это не сложно. Второй момент — локальное производство. Мы в производстве электромобилей сегодня все еще достаточно серьезно зависим по ряду значимых компонентов от иностранных поставок. К примеру, та же батарея. Поэтому очень ждем старта проектов по производству батарей, которые анонсировала «Рэнера» (структура «Росатома»). Плюс компонентная база, потому что машина на сегодняшний день — это гаджет на колесах, особенно электромобиль. В основном это уже IT-часть. Я уверен, что, когда эти вопросы удастся решить, спрос на электромобили в России прирастет кратно.
Sitronics Group — многопрофильная российская IT-компания, специализирующаяся на цифровой трансформации стратегических отраслей экономики. Обладает широкой экспертизой: от производства собственного IT-оборудования до разработки и внедрения комплексных решений в области интернета вещей (IoT) и программного обеспечения. По итогам 2021 года Sitronics Group заняла первую строчку в рэнкинге IT-компаний по версии рейтингового агентства RAEX в области дистрибуции.Лилиана Набиуллина
журнал «Компания»