Будущее - за zero-waste-экономикой!
Ассоциация менеджеров России
Контактный телефон
+7 (495) 902-52-32
Будущее - за zero-waste-экономикой!

20 ноября 2019 года состоится заседание Комитета по экологии и охране окружающей среды Ассоциации менеджеров на тему «Современные подходы к обращению с отходами: zero-waste-модель для бизнеса».

По мнению участников события совершенствование правовой среды могло бы позволить значительно популяризировать вторичную переработку.

Модераторами дискуссии выступили Татьяна Драчук, директор по связям с общественностью En+ Group, и Ольга Санарова, директор департамента общественных связей ОК РУСАЛ. 

Ирина Бахтина, председатель Комитета по КСО Ассоциации менеджеров, вице-президент по корпоративным отношениям Unilever в странах Северной Африки, Ближнего Востока, Турции, Израиле, Иране, России, Украине, Беларуси, отметила, что на текущий момент только 10% упаковки повседневных товаров правильно сортируется и перерабатывается.  Одной из проблем эксперт назвала отсутствие жизнеспособной альтернативной упаковки, которая заменила бы пластик. Однако опыт Unilever доказывает, что даже использование пластика может быть ответственным: 90% упаковки продукции, которую производит компания, подлежит переработке.

При этом переработка отходов не должна осуществляться по принципу down-cycling, когда из пластиковой бутылки производятся товары, не связанные с пищевым сектором: количество отходов слишком велико и произведенные такого сырья пакеты и товары долговременного пользования просто не найдут достаточного спроса.

Одним из стимулов для проявления ответственного экологического поведения потребителей может стать залоговая тара, такая практика существовала несколько десятилетий назад, но сейчас законодательно это сложно реализуемо.

При всей сложности работы с пластиком, этот материал в некоторых случаях не имеет альтернативы, а иногда даже может быть «зеленым». Эксперт компании Сибур Антон Сотнезов рассказал, что в настоящее время при производстве полимеров компания ежегодно использует 30 млрд кубометров попутного нефтяного газа, который в противном случае сжигался бы на нефтяных вышках добывающих компаний. Такой подход позволяет избежать попадания в атмосферу 70 млн тонн СО2-эквивалента.

В свою очередь директор АНО «Равноправие» Андрей Кондратьев отметил, что проблема обращения с отходами существует в большинстве стран мира. Например, в Германии при уровне переработки отходов в 70% де-факто повторно используются лишь треть, а в отношении пластика эта цифра составляет лишь 16%: остальное вторсырьё экспортируется.

В России же ситуация еще хуже: большая часть отходов попросту хоронится. При этом регулирование отходов, которые представляют значительную опасность для окружающей среды, находится в зачаточном состоянии. В России часто игнорируется тот факт, что отходы одного предприятия являются сырьём для другого. Андрей Кондратьев отметил, что при условии стимулирования государством сферы обращения с отходами к 2030 году её доля может составить 1,5% ВВП, что эквивалентно 1,5 трлн руб. Однако это недостижимо без соответствующей законодательной базы, примером чему служит отсутствие четких критериев отличия собственно вторичных ресурсов от отходов.

Со-руководитель магистратуры «Менеджмент в ритейле» Александр Лебедев из Высшей Школы Экономики также сделал акцент на недостатке вторичного сырья на рынке в России. Эксперт отметил важный тренд - рост объема производимых товаров и сокращении срока жизни отдельных продуктовых позиций. В мире существует три основных типа работы с отходами: мусоросжигание, захоронение, а также переработка. При этом захоронение может работать совершенно по-разному: в Индии, например, свалки являются источником питания для домашнего скота, а в Японии и Сингапуре мусор используется для создания искусственных островов. Мусоросжигание при этом также может быть экологичным: существуют технологии, как например пиролиз, когда мусор сжигается без прямого доступа кислорода. В качестве примера эксперт привёл опыт Дании, где мусоросжигательный завод находится в черте города, а также совмещен с горнолыжной трассой, сделанной из переработанного пластика.

Представитель международной юридической компании Baker McKenzie Роман Ишмухаметов рассказал о регулятивных особенностях обращения с отходами в России. В настоящее время существуют нормативы, согласно которым производители обязуются утилизировать определенную долю собственной продукции. Подобная утилизация может производиться через ассоциации производителей и импортеров, через утилизацию собственными силами или договор с оператором, но большинство компаний выбирают уплату экологического сбора.

На несовершенство законодательной базы обратил внимание в своем выступлении и начальник отдела экологии РУСАЛа Андрей Берняцкий. По его словам, зачастую подготовка вторсырья превышает стоимость добычи первичных ресурсов, что, безусловно, мешает конкурентоспособности вторичной продукции. В настоящее время законодательно не решён вопрос извлечения полезных фракций из промышленных отходов: этот процесс может расцениваться как недропользование или переработка. В последнем случае используются отходы, за которые внесен экологический сбор, но при этом отходы, образуемые после переработки, вновь облагаются налогом.  В этой области законодательство требует серьезной доработки, считает Андрей Берняцкий.

Однако несмотря на сложности, связанные со сферой регулирования, РУСАЛ ежегодно инвестирует значительные средства в эффективное обращение с отходами производства: будущие инвестиции могут быть оценены в 0,5 млрд долларов. Компания стремится максимально вовлечь отходы в производственный процесс, выделяя при этом три основных направления: переработку с получением товарной продукция, рециклинг внутри собственного производства, вовлечение отходов в другие отрасли промышленности. По каждому из этих направлений РУСАЛ успешно реализует собственные проекты: к примеру, компания перерабатывает 7,5% красного шлама, что в два раза больше, чем существующие мировые практики.

По словам директора по корпоративным коммуникациям X5 Retail Group Елены Конновой в настоящее время каждая 4-я покупка в рамках магазинов компании сопровождается приобретением одноразового пакета, и этот показатель падает, что говорит о росте популярности многоразовой упаковки. При этом поведение людей при покупке в магазине значительно отличается от данных опросов: по данным социологов, от 40 до 60% покупателей готовы принимать экологически ответственные решения при покупках, однако при посещении магазинов на принятие решений значительно влияет экономический фактор.