«Корпоративная социальная ответственность бизнеса: стратегия развития в России»
15 сентября в Москве состоялась конференция «Корпоративная социальная ответственность бизнеса: стратегия развития в России». Организатором конференции выступил холдинг РБК при поддержке Ассоциации менеджеров. Конференция собрала более ста представителей ведущих российских, международных компаний, а также представителей государственной власти НКО. Одними из ключевых спикеров мероприятия стали Артем Шадрин, Директор Департамента социального развития и инноваций, Министерство экономического развития Российской Федерации, Ирина Бахтина, директор отдела корпоративных отношений Unilever. В рамках конференции состоялось подписание меморандума о намерениях развивать партнерство и предпринимать меры по предупреждению продажи пива несовершеннолетним между Российским союзом пивоваров и Ассоциацией компаний розничной торговли (АКОРТ). Подписание приурочено к акции «18+ - правила общие, ответственность каждого». Данная акция направлена на предотвращение продажи пива несовершеннолетним. Среди основных вопросов эксперты затронули проблемы развития законодательства в области КСО, поговорили о форматах грамотного сотрудничества с бизнесом и многом другом.
Губка Андрей Анатольевич, вице-президент Российского союза пивоваров, дал небольшое интервью нашему порталу, ответив на самые животрепещущие вопросы.
-Насколько эффективно ведется диалог с властью? Как сделать его еще эффективнее?
-У нас постоянный диалог с властью, регулярные встречи. В первую очередь с нашим функциональным министерством, плюс, естественно Росалкогольрегулирование. Общаемся, обозначаем проблемы, которые связаны с нашим обществом, пытаемся найти общий язык.
-Какие на Ваш взгляд проблемы существуют у ассоциаций в настоящее время?
-На сегодняшний момент существуют, на мой взгляд, две проблемы. Третью, я считаю, мы уже решили. Совместное комплексное решение, которое, я думаю, устраивает всех. И власть и бизнес. Решение связано с запретом с 1 января 2017 года на производство пива в пластиковой упаковке более полутора литров. Более 4 лет длилась эта дискуссия и ей наконец-то положен конец. Теперь можем спокойно работать дальше. Так вот, возвращаясь к двум проблемам, которые я обозначил изначально: это акцизная политика, это раздельная политика пива и другой алкогольной продукции. Почему так важна акцизная политика? Сегодня на пресс-конференции я уже немного затронул эту тему. На данный момент существуют по нашему мнению дискриминационная разница между налогообложением пива и крепкими напитками. За один грамм пива конечный потребитель переплачивает в два-три раза, чем за алкоголь крепче. При этом, мировая практика показывает, что должно быть наоборот: чем дороже крепкий алкоголь, тем меньше его потребление в России, к сожалению, его употребление в разы превышает все допустимые нормы, которые работают во всем мире. Следовательно, чем дешевле единица алкоголя, такого, как пиво и вино, тем здоровее общество, тем меньше проблем с алкоголизмом, тем, безусловно, довольнее государство. Потому что второй немало важный фактор в данном сегменте не только потребитель, но и эффект от пивоваренной промышленности, который идет для валового внутреннего продукта. О чем я говорю: для того, чтобы произвести один литр пива, цепочка производства настолько сложная и настолько затратная, что объем ВВП в несколько раз превышает аналогичный показатель при производстве крепкого алкоголя. Я говорю здесь о водке в первую очередь. То есть, на производство пива надо затратить в десять раз больше усилий и создать в десять раз больше мест рабочих, чем для производства водки. Два таких фактора: почему важно раздельное регулирование. На сегодняшний день пиво совсем уровняли с крепким алкоголем. Существует достаточно много особенностей, связанных с производством, оборотом, рекламой, коммуникацией в отношении пива и слабого алкоголя. Практика таки существует во всем мире, во всем мире есть закон, который регулирует крепкий алкоголь, слабоалкогольные напитки, такие как пиво и вино. Поэтому это интересная практика, которая по нашему мнению должна рано или поздно найти свое отражение. Три основных вопроса, которые я озвучил и один из них нашел свое решение. Два еще осталось.
-Насколько эффективными могут быть ассоциации в лоббировании интересов предпринимателей?
-Наверное, о деятельности каждой ассоциации нужно судить по ее результатам. По нашему мнению, мы достаточно эффективная ассоциация. Но, хотелось бы лучше. То есть, мы не останавливаемся на достигнутом. Я думаю, что за последние годы тот диалог, который нам удалось выстроить с властью, действительно начал приносить ощутимые результаты. При чем, как для самой отрасли, так и для государства, которое борется с конкретными проблемами. Их мы уже пытаемся, как бизнес решить совместно.
-Существует ли у Вас программа развития членства ассоциации?
-Нашей аудиторией в первую очередь, естественно являются пивовары, то есть производители пивоваренной продукции. Также участники рынка, которые связаны с производством и оборотом пивоваренной продукции. Естественно, государственные органы, естественно, СМИ, некоммерческие организации. Наверное, это и есть целевая аудитория. За последние несколько лет количество членов у нас увеличилось в несколько раз. Мы и дальше активно привлекаем пивоваров в нашу ассоциацию, поскольку, к сожалению, еще не все в нашей ассоциации. Очень надеемся, что пивоваренная компания «Очаково» и «Московская пивоваренная компания» вступят к нам и статут членами союза. И мы действительно еще более качественно увеличим ряды своих членов. Мы открыты. Мы открыты для членства. Приглашаем всех!
-В декабре мы планируем провести Международный Конгресс руководителей ассоциаций разного формата. Как Вы думаете, насколько будут эффективны подобные встречи?
-Однозначно эффективны! Такие встречи нужно проводить, поскольку только путем обмена мнений можно прийти к какой-то истине, выработать те или иные решения, которые способствуют обществу и бизнесу двигаться вперед.
А узнать о мероприятии и подготовке к нему более подробно, мы решили узнать у продюсера и организатора конференции, Дарьи Иванниковой.
-Расскажите о делегатах, которые сегодня присутствовали на мероприятии
-В этом году у нас достаточно большая география конференции. У нас есть делегаты из других городов, из Уфы, из Екатеринбурга, но в основном, конечно, целевая аудитория – Москва. Потому что здесь сосредоточение крупных компаний, также среднего бизнеса, которые являются целевой аудиторией.
-За какое время конференция была организована?
-Не могу сказать, что долго, полтора месяца мы готовились. Приглашали спикеров, прорабатывали программу.
-Помогают ли подобные мероприятия развивать членство ассоциаций?
-Да, конечно. Любая конференция. Любая бизнес-конференция основана на цели networking, когда у бизнеса есть возможность обсудить и с властью и между собою какие-то моменты договариваться о сотрудничестве. Конференция создает площадки как раз для бизнеса, для того, чтобы они могли общаться и развиваться.
-Какая основная задача у конференции?
-Основное, что хотелось показать, КСО – не просто благотворительность, выброшенные деньги, которые никак не влияют на компанию, на ее прибыль, на бренд. Хотелось показать, что можно вкладывать в долгосрочные стратегии, в частности стратегию устойчивого развития, которая сейчас очень популярна во всем мире. Ассоциация объединенных наций также ее активно поддерживает. Хотелось показать, что все вложенные деньги в ответственный бизнес вернуться потом стоимостью акций – дополнительной прибылью компании.
-С какой основной проблемой Вы столкнулись во время организации конференции?
-Наверное, найти интересные кейсы, которые не так часто озвучены и заявлены где-либо. Основная проблема КСО в том, что достаточно ограниченный круг менеджеров, и конечно, хотелось бы привлечь новые лица, показать новые компании.
-Насколько эффективны подобные конференции в привлечении спонсоров?
-У нас в этом году есть достаточно большое количество спонсоров. У них также есть возможность прикоснуться к теме, рассказать о своих проектах. Ну и опять же, это инициатива поддержки того, что мы делаем, что очень приятно, когда есть люди, готовые тебя поддержать провести подобное мероприятие.
-С какими проблемами Вы столкнулись при организации мероприятия?
-На самом деле проблем особо не возникало, так как тема достаточно живая. Наверное, только, как я говорила ранее, отобрать достойные и интересные кейсы.
Ирина Бахтина, как один из ключевых спикеров, заявленных на мероприятии, поделилась своими впечатлениями от мероприятия.
-Расскажите о Вашем впечатлении от мероприятия
-Прежде всего, хорошо, что конференция есть. Большую радость вызывает то, что сейчас в России ну практически нет недели, когда нет очень содержательного, очень качественного диалога с участниками индустрии, с представителями органов государственной власти, общественных организаций об устойчивом развитии – как уже в разрезе более широкого понимания, куда входит КСО, как мы привыкли ее определять.
-Какая главная задача у конференции?
-Ну конечно, чтобы добиваться общего понимания в развитии КСО. Вы ведь слышали, сегодня на пленарной сессии несколько раз мелькали консервативные представления о том, что мы говорим только о добрых делах. Очень часто по-прежнему мелькает тема о корпоративной благотворительности. В то время, как устойчивое развитие подразумевает в основе своей бизнес устроен таким образом, что когда он не наносит практически вреда окружающей среде, не исчерпывает ресурсов его системы поставок и стоимость выстроена таким образом, включая поставщиков, само производство, включая процесс логистики транспортировки, процесс предоставления услуг и утилизация отходов. Когда бизнес выстроен таким образом, когда и экономически и социально и экологически его можно назвать очень ответственным и действительно ориентированным на долгосрочную перспективу. Это большое и серьезное крепление устройств развития, к которому мы только двигаемся. Цели и задачи таких конференций добиться общего идейного понимания того, что мы под этим подразумеваем.
Для полной картины впечатления от конференции в объектив попал посетитель мероприятия Михаил.
- Я считаю, что такие конференции важны. Развитие КСО в России идет полным ходом. Сейчас мы видим бурный рост, и, безусловно, ему нужны какие-то векторы в дальнейшем и обсуждения проблем, которые есть сейчас. Подобные конференции помогают крупному бизнесу часто сосредоточить на своих собственных программах, чуть расширить горизонты и смотреть на соседние программы, пусть даже иногда конкурентов в бизнесе, конкурентов КСО. Плюс, обсудить с представителями органов власти возможности для своих региональных. И, это действительно будет эффективно сделать с партнерами, плюс получить поддержку государства.