Время добрых дел
07.12.2017
издание: Бизнес журнал
автор: Вадим Ковалев
До распада СССР на многих предприятиях существовали комсомольские ячейки, частью деятельности которых была волонтерская повестка. Когда эта система рухнула в 90-е годы, то государственная молодежная политика сконцентрировалась на студентах образовательных учреждений. В 90-е царил некий всеобщий упадок, коснулся он и вопросов социально ответственного ведения бизнеса, и традиций благотворительности, и понимания pro bono. Ощутимый вклад в становление корпоративного волонтерства в России внесла деятельность международных компаний, но, подчеркну, она легла на благодатную почву.
Корпоративное волонтерство не существует само по себе: оно является частью культуры населения, и, замечу, не только корпоративной культуры. Отрадно, что направление корпоративного волонтерства активно развивается в последние годы именно благодаря изменению бизнес-менталитета, и общества. Поколение Y, Z мотивировано на добрые дела, они входят в их систему ценностей.
В стране сформировалась понятная экономическая модель, в которой есть место частному бизнесу и устоялось понятие "корпоративная культура". Сегодня понятие "корпоративной социальной ответственности" не режет слух и постепенно входит в деловую культуру. Сформировался определенный общественно-государственный запрос на волонтерство в целом.
Волонтерство благодаря Олимпиаде, другим масштабным проектам стало общественно-государственной темой и стало более активно развиваться в школах, вузах, общественных организациях, таким образом корпоративное волонтерство получило мощный импульс и возможности для развития.
Меняется и парадигма восприятия волонтерства бизнес-сектором. Десять или даже пять лет назад его воспринимали как entertainment для сотрудников, как замену безумным новогодним корпоративам. Сегодня бизнес уже учится высчитывать эффективность подобных усилий и видеть в этом пользу со стороны HR, внутренних коммуникаций. Такие функционалы, как маркетинг, GR, PR начинают видеть для себя плюсы включения корпоративного волонтерства в свой рабочий планнинг.
Стоит помнить о том, что корпоративное волонтерство базируется на открытой корпоративной культуре. И если компания забюрократизирована, если в компании люди жестко зарегламентированы и нет места любой инициативе, корпоративное волонтерство не сможет развиваться. Во всяком случае в том виде, в котором мы называем его добровольным. Если в компании уделяется внимание внутренней культуре, если руководство доброжелательно и лично проявляет инициативу, и сам топ-менеджмент участвует в подобных акциях, и вовлекает за собой – это существенный плюс для создания культуры корпоративного волонтерства в компании.
Второй нюанс - мотивация. Мы не говорим о материальных благах, а о моральном поощрении людей, которые лидируют в корпоративном волонтерстве.
Третье – некий коммуникационный канал по свершению добрых дел. Желательно, чтобы в компании был ответственный специалист, или просто активный сотрудник, который может договариваться с субъектами помощи, и он же может предложить много форматов волонтерских усилий.
Разность человеческих характеров, жизненных установок в корпоративном сегменте проявляется все более отчетливо. Кто-то может поехать помогать в хоспис, а кто-то нет. Надо уважать людей в их выборе и в отношении к подобным историям. Если не можешь радовать обитателей дома престарелых, то выбирай собачий питомник для приложения своего сердечного порыва. Если никуда не хочешь ехать, можешь пожертвовать определенную сумму, купить нужный инвентарь для озеленения сквера, например.
Подключайся к таким формам, как профессиональное волонтерство, волонтерство, основанное на навыках, к примеру, помочь общественной организации выстроить отчетность или продвинуть сайт в поисковиках. И иногда это может сработать более эффективно, чем убрать листву в заповеднике.
Ассоциация менеджеров, заметим, единственная в России, шесть лет подряд организует и проводит международный форум, посвященный корпоративному волонтерству. Повестка форума нынешнего года, прошедшего 28 ноября, была разделена на два тематических вектора – футбол и экология.
Предстоящий чемпионат мира по футболу 2018 будет служить драйвером для волонтерства в целом, поскольку активность в спорте является понятным форматом для корпоративного мира. Ну и благодаря президенту России Владимиру Путину 2017-й был объявлен Годом экологии. Если еще 10 лет назад вопросы экологии находились на периферии интересов бизнеса, то сегодня и крупные компании, и SMB-сектор с высокой долей интенсивности внедряют или участвуют в экологических программах. Для всех нас примером служат экопроекты таких компаний как Норникель, РУСАЛ, En+, МТС, Philip Morris International. Эти практики могут трансформировать другие компании, ориентируясь на специфику региона, особенности поставленных задач.
Примечательно, что за день до форума президент России Владимир Путин подписал указ об установлении Дня добровольца (волонтера), отмечать который в стране теперь будут 5 декабря. На самом же форуме были представлены результаты первого масштабного исследования "PRO BONO: российские практики и вектор развития", а также состоялось награждение победителей Всероссийского конкурса проектов в области корпоративного волонтерства "Чемпионы добрых дел".
Всего в организационный комитет конкурса в 2017 году поступило 85 заявок от крупных российских и международных компаний, из которых 65 было допущено к экспертному голосованию. В шорт–лист вошли 24 проекта. В номинациях "Экология", "Местные сообщества", "Здоровье", "Социальное волонтерство", "Навыковое волонтерство", "Pro-bono волонтерство", "Комплексный проект", "Вклад в развитие корпоративного волонтерства" победу одержали проекты компаний "Газпромнефть-Муравленко", Группа Магнезит, ПАО "Газпромнефть", ПАО "АФК Система", ПАО ГМК "Норильский никель", "АШАН Ритейл Россия", KFC, Deloitte CIS.
В общем - сегодня можно смело утверждать, что корпоративное волонтерство в России состоялось и стремительно развивается. Оно признано государством, но важнее, что в него поверил сам бизнес.