Работодатели делают ставку на нематериальную мотивацию сотрудников
Выплата денежных премий, конечно, остается распространенным методом мотивации сотрудников, ее используют 62% компаний. Но нематериальные средства мотивации уже ее теснят. Порой они используются даже чаще, чем денежные вознаграждения, свидетельствуют данные Ассоциации менеджеров. ДМС предоставляют уже 88% крупных компаний, а корпоративные тренинги проводят 65% организаций.
Состав компенсационных пакетов - нематериальных способов стимулирования сотрудников - меняется под давлением ряда факторов. Во-первых, свое влияние оказала пандемия. Удаленный формат работы сделал менее популярными компенсации затрат за проезд и питание, рассказывает директор по персоналу и организационному развитию сервиса «Работа.ру» Юлия Санина. В то же время гораздо чаще работодатели стали предоставлять технику, необходимую для работы из дома, или компенсировать сотрудникам ее стоимость.
Все чаще обучение от компании становится непрофильным. На пике популярности изучение английского языка, которое работодатель полностью или частично берет на себя. Но все больше компаний готовы предоставлять сотрудникам площадки для неформального общения, в организациях начали возрождаться книжные и образовательные клубы. К примеру, в компании «ВсеИнструменты.ру» есть корпоративная подписка на «Литрес» и книжный клуб, а в ЮMoney регулярно читают лекции на популярные темы.
Поколение 25-30-летних, которое сейчас представляет основную массу соискателей, является также и наиболее требовательным. Мотивирующие бонусы они воспринимают как должное и готовы диктовать собственные условия. «В нашей компании периодически проводятся опросы, что можно улучшить. И сотрудники спрашивают, почему на кухне нет сухофруктов, интересуются, можно ли купить другие конфеты и сменить поставщика пирожков, потому что эти невкусные», - рассказывает Евгения, сотрудница одной московской компании.
Но требовательнее становится не только молодое поколение.
Минимальная безработица и нехватка кадров создают конкуренцию за работников. И нематериальные механизмы помогают выиграть в борьбе за сотрудника. В ряде случаев нематериальные механизмы стимулирования оказываются дешевле материальных. К примеру, многие компании оформляют корпоративные подписки на книжные ресурсы, обучающие или агрегаторов скидок.
Такие инициативы не рождаются с подачи руководства. Они являются ответом на потребности сотрудников. Сформировались коллективы, где люди работают удаленно. И перед работодателями встала задача сплотить тех, кто встречается редко. Для этого используются очные и заочные встречи и семинары. Наиболее охотно компании готовы вкладываться в обучение. «С одной стороны, работодатель получает более профессиональных людей, с другой - показывает, что сотрудники и их личный успех ему небезразличны», - рассказывает Константин Борисов, организатор премии в области создания сильных команд Team Awards.
На рынке намечается раскол. По данным международных исследований, спрос среди сотрудников на удаленный формат работы остается еще довольно высоким - на уровне 50%. А вот вакансий с такими условиями все меньше, даже в ИT-индустрии. В начале 2023 года их было всего 15%.