7 июля 2021 года состоялось онлайн-заседание Комитета по финансам и рынкам капитала Ассоциации менеджеров на тему: «Электронные решения для безбумажной жизни (ОЦО, закупки, бухгалтерия, налоги)».

«Пандемия не создала новых трендов, но ускорила все процессы, о которых мы говорили ранее на заседаниях комитета. Безбумажная жизнь стала новой нормой», - открыл деловое событие Вадим Ковалёв, первый заместитель исполнительного директора Ассоциации менеджеров.

Как заявил Максим Лапин, председатель комитета по финансам и рынкам капитала Ассоциации менеджеров; член правления, финансовый директор Московской биржи, за один год пандемии произошел огромный прыжок в 2030 год: электронный документооборот стал реальностью для многих российских компаний.

Опытом внедрения цифровизации в телеком-сегменте поделилась Людмила Смирнова, исполнительный вице-президент, главный финансовый директор «ВымпелКома». Билайн выходит за пределы традиционного телекома, следуя карте digital-трансформации, результаты которой можно будет увидеть в 2022 году. На данный момент идет разработка единой IT-архитектуры продуктов. Что касается роботизации, то это вредный элемент в документообороте, считает Смирнова, и может использоваться только как временное решение.

По прогнозам Людмилы Смирновой, в ближайшем будущем 80% документов будут приходить в цифровом виде: «Мы создаем цифровой контракт. Проект получил название «Исчезающий финанс». Сейчас документооборотом занимается армия людей. Сотрудники цифрового будущего будут отличаться продуктивным мышлением, навыками программирования, клиентоцентричностью, готовностью к непрерывным изменениям и обучению».

Главное – построить единый подход по управлению рисками, продажами и другими процессами, а затем уже на работающий процесс можно накладывать технологию. По мнению Киры Лапиной, генерального директора Центра единого сервиса «Северстали», когда видишь результаты управления бизнес-процессами, тогда начинает формироваться новое мышление.
Коронавирус стимулировал сделать шаг вперед: за период первой пандемии электронный документооборот вырос в разы. При этом электронный внутренний документооборот в компании возможно довести до 100%, а документы по цепочкам сбыта и закупок смогут достигнуть разумного максимума в 95%.

В отличие от других компаний электронный документооборот Россетей работает уже 15 лет и достиг показателей в 98%. Юрий Зафесов, директор департамента закупочной деятельности Россетей, сообщил, что безбумажная жизнь – большой толчок от регулятора. Закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» действует десять лет. Закон повлиял на организацию деятельности многих компаний и на развитие рынка закупок: восемь электронных площадок работает по 223-ФЗ.

Сейчас электронные площадки играют важную роль в цифровой закупочной деятельности, являясь местом автоматизации и выполнения плана, подбора поставщика, формирования потребностей и отчетности.

ДОМ.РФ и Банку ДОМ.РФ удалось реализовать электронный формат приобретения недвижимости в ипотеку - все этапы оформления кредита доступны в удаленном формате. Во многом это связано с активной позицией и готовностью к цифровой трансформации банка. Так Банк ДОМ.РФ принимает активное участие в пилотном проекте по цифровому профилю гражданина, ипотеке с использованием передовой технологии мастерчейн, и, конечно, принимает участие в пилоте по электронной регистрации за один день. Банк ДОМ.РФ в целом уделяет огромное внимание развитию электронных сервисов взаимодействия с Росреестром. Например, Банк ДОМ.РФ – один из лидеров по выпуску электронных закладных.

«Безусловно, цифровизация оказывает положительное влияние в целом на улучшение клиентского пути и сокращение сроков выведения клиента на сделку. Если ранее квартиру в ипотеку можно было приобрести за месяц, то сейчас это может занять всего несколько дней. При этом цель, которая стоит перед государством и перед ДОМ.РФ как Единым институтом развития в жилищной сфере – ипотека за 24 часа», - сообщил Николай Козак, управляющий директор ДОМ.РФ. Как заявил Козак, электронный документооборот – это инструмент клиентоориентированного государства, позволяющий повысить эффективность, сократить издержки, наладить новые бизнес-процессы, сократить разрешительные процедуры в строительстве.

О цифровой налоговой службе, новой форме взаимодействия государства с налогоплательщиками рассказал Владимир Мурзин, директор по налогообложению Московской биржи. Налоговый мониторинг работал пилотно с 2013 года, а масштабно стал внедряться в 2016-2018 гг. В данный момент в налоговом мониторинге более 200 крупнейших российских компаний. Амбициозные планы в проекте – удвоить количество участников в 2021-22 гг.

Подключение к проекту в перспективе позволяет снизить издержки администрирования, сократить период проверки компании, исключить штрафы, дает возможность договориться с налоговыми органами заранее о «правилах игры» при определении размера налога, устранить неопределенности. Как считает Мурзин, использование цифровой налоговой службы помогает привести в порядок бизнес-процессы компании, совершенствовать систему внутреннего контроля и понимание внутренних процессов.

«Цифровая трансформация в любых отношениях B2B, B2C, B2G убирает ошибки при передаче данных», - подытожил Максим Лапин.

Генеральный партнер Комитета Московская биржа
Информационный партнер - NBJ