Как субъектность стала одним из главных трендов в отношениях человека с окружающей средой
Ассоциация менеджеров России
Контактный телефон
+7 (495) 902-52-32

Сохранение планеты перестало быть исключительно активистским лозунгом — новые правила для бизнеса и общества диктует эра этичного производства, зеленого маркетинга и осознанного потребления. И пусть отдельный человек не может изменить климат на всей планете, но он не лишен права выбора: каким транспортом пользоваться, какие вещи покупать, куда, в конце концов, выбрасывать мусор. Такое возвращение контроля в социологии называют обретением субъектности. О том, как субъектность стала новым глобальным трендом в отношениях человека и окружающей среды, и какие экологичные практики наиболее распространены среди россиян — накануне самой массовой экологической акции на планете, «Часа Земли», рассказывает лидер практики ESG-коммуникации, основатель коммуникационного агентства LikePR Анна Пузыренко.

25 марта в 17 раз состоится «Час Земли» — самая массовая экологическая акция на планете. Родившаяся в Сиднее в 2007 году инициатива всего за несколько лет превратилось в одно из самых заметных и медийных мероприятий в защиту окружающей среды. Вместе с сотнями миллионов человек по всей Земле участие в ней охотно принимают предприятия, города и достопримечательности — от Эйфелевой башни в Париже до статуи Христа-Искупителя в Рио, подсветка которых гаснет ровно на час. При этом сбережение электричества никогда не было самоцелью, один час — слишком короткий промежуток времени для этого. Однако как средство, символ и призыв к действию «Час Земли» отлично работает за счет массовости и своей символичности. Погружение на один час в темноту хорошо фокусирует на глобальном и на собственной роли в этом.

Сейчас, когда о личном углеродном следе напоминают и банковские приложения, и сайты с авиабилетами, и даже модные дома — хочется иметь рычаги влияния на ситуацию. И пусть отдельный человек не может изменить климат на всей планете, но он не лишен права выбора: каким транспортом пользоваться, какие вещи покупать, куда, в конце концов, выбрасывать мусор. Такое возвращение контроля в социологии называют обретением субъектности. В отношениях человека с окружающей средой именно субъектность стала одним из главных мировых трендов. Все глубже понимая свою роль в глобальных экологических процессах люди пересматривают образ жизни в сторону осознанного отношения к природе.

Вот несколько показательных цифр и выводов из свежего исследования аналитического центра НАФИ и коммуникационного агентства LikePR:

●     Самая распространенная сегодня в России экологичная практика — сортировка бытовых отходов. Так или иначе вторсырье от неперерабатываемого мусора отделяют 49% респондентов. Это в первую очередь те, кто выбрасывает в отдельный контейнер стекло, пластик, металл, картон и бумагу — таких 31%. Еще 15% идут дальше и сдают отдельные фракции мусора в пункты приема. Например, выбрасывают батарейки или крышки от пластиковых бутылок в специальные контейнеры, расположенные в общедоступных местах.

●     Анализ экопрактик россиян показывает, что тема заботы об окружающей среде носит в первую очередь утилитарный характер, а в системе мотивации главенствует личная экономия и бытовая выгода. Так, за последние несколько месяцев 79% россиян экономили электроэнергию, воду и газ в своем доме; 64% — приобретали энергосберегающую технику, бытовые товары.

●     Для 64% россиян тема экологии присутствовала на уровне обсуждений с близкими, друзьями. 37% опрошенных указали на то, что осознанно покупали вещи, изготовленные из переработанного вторсырья. 50% заявили, что хотя бы один раз за последние 3 месяца принимали участие в субботниках или других мероприятиях, направленных на решение экопроблем.

●     Каждый четвертый житель страны (24%) не доволен состоянием окружающей среды в месте своего проживания.

Вместе с тем, по данным исследования НАФИ и LikePR, ответственность за решение экологических проблем 71% опрошенных возлагает на бизнес, общественные и государственные институты. Упомянутая выше субъектность ограничивается домом человека, выходя за его пределы подавляющее большинство людей чувствует себя объектом, не способным влиять на состояние окружающей среды.

Возможна ли смена этой парадигмы? Да. Сохранение планеты перестало быть исключительно активистским лозунгом. Новая эра этичного производства, зеленого маркетинга и осознанного потребления формирует новые правила для бизнеса и общества.

Расширить экологическую субъектность россиян может экопросвещение и ESG-инициативы, к которым будет подключаться не только бизнес, но и как можно больше обычных людей. Хороший пример подают организаторы «Часа Земли» — любой желающей имеет возможность организовать свое мероприятие под его эгидой: в Австралии во время «Часа Земли» активисты готовят домашнюю пиццу на дровах и устраивают экологические викторины, в Канаде — читают стихи и поют народные песни при свечах, в Испании — проводят медитации. Такое простое соприкосновение с темой экологии — хороший путь к более масштабным инициативам и проектам, которые вдохновят других заботиться о планете.