Налоговые доначисления бизнесу выросли в 2,2 раза

За первые три квартала 2022 года в результате камеральных и выездных налоговых проверок российскому бизнесу дополнительно начислили 597,8 млрд руб. налоговых платежей и штрафов, подсчитала аналитическая служба аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza на основании данных ФНС. Годом ранее за аналогичный период размер доначислений был в 2,2 раза меньше. Налоговики участили выездные проверки, кроме того, выросла средняя сумма назначенных платежей.

Наибольший прирост налоговых доначислений произошел преимущественно в экономически развитых регионах. Больше всего выросли доплаты в бюджет со стороны предприятий Москвы (+94,5 млрд руб.), Подмосковья (+37,4 млрд руб.), Санкт-Петербурга (+22,1 млрд руб.), Татарстана (+17,8 млрд руб.), Самарской области (+17,2 млрд руб.).

Однако в пятой части регионов доначисления бизнесу снизились. Особенно заметно сократились суммы взысканной недоимки у предприятий Сахалинской области (–3,7 млрд руб.), Ставропольского края (–2,9 млрд руб.), Пензенской области (–1,4 млрд руб.), Ленинградской области (–0,75 млрд руб.), Рязанской области (–0,7 млрд руб.).

Лидерами по средней сумме доначислений на одну выездную проверку стали Хакасия (782 млн руб.), Камчатский край (407 млн руб.), Белгородская область (123 млн руб.), Ульяновская область (113 млн руб.) и Нижегородская область (103 млн руб.).

Налоговая прибавка

Расчеты основаны на ежеквартальной статистике ФНС о результатах контрольной работы налоговых органов по форме №2-НК. Налоговые доначисления возникают в результате перерасчета налоговой базы предприятия и включают в себя непосредственно сумму недоимки, а также штрафы и пени за просрочку платежей. С основной частью налогоплательщиков работают региональные налоговые инспекции (за 9 месяцев 2022 года на них пришлось около 89% от суммарных доначислений). Крупнейших налогоплательщиков контролируют межрегиональные инспекции, сформированные по отраслевому принципу (они выписали 11,3% доначислений). Таким образом, в региональных показателях доначислений не учитываются данные по крупным налогоплательщикам.

Заметный рост налоговых доначислений произошел с четвертого квартала 2021 года – тогда их сумма выросла до 206,6 млрд руб., в то время как до этого не превышала 100 млрд руб. за квартал (а в пандемийном 2020 году из-за ограничения выездных проверок так и вовсе падала до минимальных значений). В первом квартале 2022 года доначисления составили 190 млрд руб., во втором – 198,9 млрд руб., в третьем – 208,8 млрд руб.

В результате суммарно за 9 месяцев 2022 года ФНС обязала компании, индивидуальных предпринимателей и физических лиц дополнительно выплатить в бюджет 597,8 млрд руб. (из которых 396,3 млрд руб. составили недоплаченные налоги, а 201,5 млрд руб. пришлось на штрафные санкции и пени), что в 2,2 раза превышает показатель аналогичного периода предшествующего года (267,2 млрд руб.).

Размер налоговых доначислений за период с января по сентябрь по годам, млрд руб.

«Размер доначислений зависит от налоговой базы. Поэтому по мере роста налоговых сборов в постковидный период закономерно увеличивался и размер недоимки. Росту доначислений способствовали участившиеся выездные налоговые проверки – их количество возросло в 1,5 раза, до 8 тыс. визитов. Средняя сумма доначисления по итогам выездных проверок также выросла – в 1,6 раза, с 40,9 млн руб. до 66,6 млн руб. В итоге доля доначислений в общих налоговых сборах возросла до 2,5% против 1,3% годом ранее», – обращает внимание президент FinExpertiza Елена Трубникова.

Вместе с тем количество камеральных налоговых проверок, основанных на изучении налоговых деклараций и документов налогоплательщика, снизилось на 7,7%. Занимая основную долю в контрольной работе налоговых органов, камеральные проверки обеспечивают лишь около 11% от суммарных доначислений.

Выездные же проверки, составляющие только 0,02% среди всех мероприятий налогового контроля, носят адресный характер и направлены в первую очередь на крупный бизнес, а потому приносят на порядок большие суммы в бюджет. Кроме того, они имеют высокую результативность – нарушения у бизнеса выявляются в 95% случаев. При камеральных проверках инспекторы выявляют нарушения всего в 4% случаев.

Региональные сборы

Размер налоговых доначислений бизнесу за январь – сентябрь увеличился в 80% российских регионов. Больше всего доплаты в бюджет выросли у предприятий Москвы – на 94,5 млрд руб., или в 2,4 раза. Далее с большим отрывом следуют Подмосковье (общий размер взысканных недоимок и штрафов вырос на 37,4 млрд руб., или в 2,6 раза; суммарно на Московскую агломерацию пришлось более 40% всего прироста доначислений), Санкт-Петербург (+22,1 млрд руб., или рост в 4,1 раза), Татарстан (+17,8 млрд руб., или рост в 5,8 раза), Самарская область (+17,2 млрд руб., или рост в 4,2 раза), Свердловская область (+14,5 млрд руб., или рост в 5,6 раза), Ханты-Мансийский автономный округ (+7,1 млрд руб., или рост в 3,8 раза), Тамбовская область (+6,1 млрд руб., или рост в 8,4 раза), Саратовская область (+5,7 млрд руб., или рост в 4,3 раза) и Краснодарский край (+5,5 млрд руб., или рост в 2,9 раза). Таким образом, наибольший годовой прирост был зафиксирован преимущественно в экономически развитых регионах. 

В 16 регионах, или у пятой части, сумма доначисленных налогов и штрафов за год, напротив, сократилась. Но только у трех регионов «сэкономленная» сумма превысила миллиард рублей: у Сахалинской области (местным предприятиям было назначено к уплате на 3,7 млрд руб., или на 81,7%, меньше, чем за 9 месяцев 2021 года), Ставропольского края (–2,9 млрд руб., или –58,9%) и Пензенской области (–1,4 млрд руб., или –26,9%). В число лидеров по снижению недоимок и штрафов вошли также Ленинградская область (–754 млн руб., или –43,7%), Рязанская область (–696 млн руб., или –16,8%), Курская область (–509 млн руб., или –34,6%), Оренбургская область (–481 млн руб., или –16%), Бурятия (–450 млн руб., или –85,1%), Мурманская (–432 млн руб., или –60,4%) и Костромская области (–204 млн руб., или –26%).

Самые крупные суммы доначислений в пересчете на каждую выездную проверку зафиксированы в Хакасии, где по итогам семи контрольных мероприятий налоговики обязали предприятия доплатить в бюджет 5,47 млрд руб., то есть в среднем 781,8 млн руб. за одну выездную проверку. Следом идут Камчатский край (407,3 млн руб. на одну выездную налоговую проверку), Белгородская область (122,9 млн руб.), Ульяновская область (112,6 млн руб.), Нижегородская область (102,6 млн руб.), Санкт-Петербург и Сахалинская область (по 99 млн руб.), Липецкая область (97,9 млн руб.), Алтайский край (96,8 млн руб.) и Тульская область (92,1 млн руб.).

Крупнейшие плательщики

Самым крупным налогоплательщикам, которых контролируют межрегиональные налоговые инспекции, за 9 месяцев 2022 года было доначислено 67,7 млрд руб., что на 35,8%, или на 17,8 млрд руб., превышает прошлогодний показатель.

Больше всего налогов обязали доплатить предприятия в сферах добычи полезных ископаемых (за исключением нефти и газа), а также металлургии и химического производства (19,7 млрд руб.), за ними следуют транснациональные компании (16,2 млрд руб.), предприятия торговли, производители продуктов питания и сельхозпроизводители (9,2 млрд руб.), нефтегазовый сектор (8 млрд руб.), энергетические компании, предприятия ЖКХ и транспортная отрасль (7,7 млрд руб.).

Количество выездных налоговых проверок крупнейшего бизнеса за год выросло на 42% – с 69 до 98. Средняя сумма доначислений по результатам визитов налоговых служб также увеличилась – с 564,9 млн руб. до 601,7 млн руб. за одну проверку, или на 6,5%.