AMR.ru
Ассоциация менеджеров России
Контактный телефон
+7 (495) 902-52-32
Сотворение «Мира»
Преподаватели Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (ВШМ СПбГУ) Анастасия Голубева и Виталий Окулов разработали кейс об истории возникновения и развития платежной системы «Мир».

Кейс (case) — это специально подготовленный учебный материал, содержащий методически структурированное описание ситуаций, заимствованных из реальной практики бизнеса. Разработка, распространение и внедрение кейсов в образовательный процесс относится к числу приоритетных направлений научной и учебно-методической работы ВШМ СПбГУ. Подготовка материалов, которые позволяют студентам и слушателям Бизнес-школы учиться на лучших практиках — одна из задач Ресурсного центра учебных кейсов. Методикой использования кейсов в учебном процессе занимается Центр преподавательского мастерства в бизнес-образовании, созданный для внедрения педагогических инноваций.

«Мир сотворен не во времени, а вместе со временем» — такие слова Аврелия Августина авторы выбрали эпиграфом к своей работе, подчеркивая своевременность появления карты «Мир». Подробный анализ всех этапов создания одного из важнейших звеньев финансовой системы России дает уникальную возможность познакомиться с особенностями и деталями реализации стратегического проекта общероссийского масштаба. Особое внимание в работе уделяется роли государства и финансового регулятора — Банка России.

«Мы живем и работаем в эпоху перемен. Наша задача — задача Бизнес-школы — остается неизменной: подготовить студентов сегодня так, чтобы завтра, когда они придут в компании молодыми специалистами, они понимали текущий контекст, стоящие перед бизнесом задачи и знали возможные пути их решения. Поэтому так важно учиться стратегическим подходам на примерах лидеров отрасли. На наших глазах решения Банка России меняют ландшафт финансовой индустрии мира. В этой связи кейс о создании платежной системы «Мир» станет лучшим учебным материалом и несомненно будет полезен преподавателям российских университетов», — считает заместитель президента-председателя правления Банка ВТБ, директор ВШМ СПбГУ Ольга Дергунова.

Следуя санкциям, введенным США против России, 21 марта 2014 года VISA и MasterCard впервые заблокировали платежи по картам для клиентов ряда банков. Это событие продемонстрировало реальную уязвимость отечественной финансовой системы. Наличие рисков такого рода признавалось и раньше, но их вероятность оценивалась как очень низкая. Тогда идея перевода обработки карточных операций внутри страны под российскую юрисдикцию не получала должной поддержки со стороны государства, общества и бизнеса.

Карта «Мир», операционный, клиринговый и расчетный центры создавались в рекордно короткие сроки — первая операция состоялась уже 15 декабря 2015 года. В реалистичность проекта мало кто верил — по опыту других стран развертывание подобных систем занимает несколько лет. Кроме того, все подобные начинания, появлявшиеся ранее в России, не получили широкого развития, позиции VISA и MasterCard оставались очень сильными. Сформированная команда единомышленников и слаженная работа ключевых руководителей стали важными факторами успеха проекта.

Общество встретило «Мир» с недоверием, в социальных сетях карту пренебрежительно называли «сувениром для патриотов», и чтобы придать импульс ее развитию, были предприняты государственные меры поддержки. Но без создания инфраструктуры и грамотной маркетинговой стратегии они бы не сработали. В итоге АО «НСПК» показало прибыль уже по итогам первого года работы. Об успешности проекта можно судить по скорости развития компании — в 2015–2020 гг. активы ежегодно в среднем росли с темпом 40%, темпы роста выручки и чистой прибыли составляли около 50%, что позволяло инвестировать в поддержку инфраструктуры и развитие новых сервисов.

Амбициозность, масштабность и сложность задачи потребовали принятия множества решений (и организационных, и технических, и управленческих). По мнению авторов кейса, их анализ — настоящий урок для подобных проектов в будущем: насколько каждый шаг и все вместе способствовали достижению конечной цели, насколько они были гибкими, в чем была их компромиссность и где баланс между лучшим и минимально необходимым. Кейс предназначен прежде всего для учебных занятий по экономическим и финансовым дисциплинам, стратегическому менеджменту и государственному управлению и будет использоваться в программах Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского университета. Работа опубликована в Российском журнале менеджмента и доступна для студентов и преподавателей всех вузов, и представителей бизнеса, которые тоже могут извлечь пользу из опыта создания уникального финансового инструмента.

Кейс является результатом полевого исследования преподавателей ВШМ СПбГУ, в котором использовались предоставленная авторам информация АО «НСПК», интервью с руководителями проекта и материалы из открытых источников.