AMR.ru
07.12.2022
«Сейчас, когда говорят рейтинг, вспоминают ВЦИОМ, а когда говорят ВЦИОМ, вспоминают рейтинг. На протяжении 35 лет работы нас было сложно представить без рейтингов. Но теперь начинается новый этап в развитии ВЦИОМ, и он связан с освоением новой для нас, очень сложной, но и очень востребованной области - консалтинга. Мы всегда изучали социальную реальность для того, чтобы наши заказчики - на уровне государства, компаний, некоммерческих организаций - лучше ее понимали. Сегодня же растет запрос не просто на знание, но и на понимание того, что с этим знанием делать? Иными словами, запрос на решения. Конечно, они должны базироваться на серьезной исследовательской базе. Такая база у нас огромна, настало время использовать ее для формулирования рекомендаций и стратегий в интересах наших заказчиков. Этим и занимается наше новое подразделение - ВЦИОМ-Консалтинг», - сказал он.
По случаю праздничной даты, Федоров пожелал всей команде ВЦИОМ успешно пройти трансформацию в организацию нового типа. «Сейчас перед нами стоит задача превращения из фабрики данных - в фабрику смыслов, знаний и идей. Наш ориентир - исследовательско-консалтинговая корпорация, чьи рекомендации будут полезны и широко востребованы», - заключил он.
Как менялись методы
Работа ВЦИОМ начиналась с поквартирных опросов – до 2009-2010 годов этот метод был основным в количественных исследованиях. Далее произошел постепенный переход к телефонным интервью, и в этом сильно помогло развитие сотовой связи в стране. Сегодня больше 90% опросов ВЦИОМ проводятся именно по сотовому телефону.
«На мой взгляд, еще около 3-5 лет этот метод будет оставаться главным. Дальше он уступит это место онлайн-опросам. Сегодня мы развиваем этот метод через платформу «ВЦИОМ-Онлайн». Она обеспечивает вероятностную выборку, что огромная редкость в Интернете. До 10% наших опросов уже проходят онлайн. Уверен, что эта доля будет расти», - рассказал Федоров.
Сейчас ВЦИОМ проводит порядка 800 исследовательских проектов в год, в 2021 году организация опросила более двух миллионов человек. Как показывают свежие данные, 90% россиян считают опросы полезными, но доверяют их результатам только около 70%.
«Чаще всего люди не видят прямой связи между участием в опросе и изменениями в их жизни к лучшему. Когда мы только начинали, люди воспринимали социологов как канал прямой связи с Кремлем. Со временем люди поняли, что это так не работает, и мотивация к участию в опросах у многих снизилась. Мы стараемся вести свою деятельность максимально открыто, рассказываем на разных площадках, зачем мы проводим опросы и почему нужно в них участвовать», - добавил гендиректор ВЦИОМ.
ВЦИОМ будет развивать работу в новых регионах РФ
«В этом году мы стали проводить опросы в четырех новых регионах России. Организовать их было очень непросто, нужно было решить массу технических вопросов. Сейчас там проводятся преимущественно телефонные опросы, их качество растет. В ближайшее время ждём прихода сюда наших коллег - других исследовательских компаний», - рассказал Федоров.
«Надежность и точность этих опросов пока ниже, чем на прежней территории РФ, нам есть куда стремиться. Это наши новые сограждане, и их мнение, безусловно, важно. Уверен, придет время, когда ситуация там станет более безопасной и станет возможно проводить там не только телефонные опросы, но и другие виды исследований», - подчеркнул глава ВЦИОМ.
Что делает россиян счастливыми
В этом году традиционный опрос ВЦИОМ на тему счастья показал, что большинство россиян по-прежнему считают себя счастливыми людьми – такой ответ дали около 80% респондентов. «Когда мы спрашиваем людей, почему вы считаете себя счастливыми, обычно популярны три причины: наличие здоровья, семьи, работы либо другого источника дохода. Таково базовое представление о счастье у россиян», - сказал Федоров.
Сейчас счастья стало немного меньше, но радикальных изменений нет, отметил собеседник ТАСС. «Обвала не произошло, хотя этого можно было ожидать. На мой взгляд, причины две: жесткие санкции со стороны Запада, которые подтолкнули нас к консолидации, а также кризис, который оказался гораздо слабее, чем мы боялись, - рассказал он. - Нам пророчили полный развал, по факту ничего подобного не произошло – заводы работают, продукты есть, зарплаты платят, безработица не выросла. Даже доллар перестал расти и стал дешеветь. Поэтому несмотря на непростые времена большинство россиян по-прежнему говорят, что считают себя счастливыми».
В уходящем 2022 году генеральный директор ВЦИОМ выделил несколько важных социальных трендов. Первый из них – консолидация общества вокруг президента России Владимира Путина и его курса. «Сегодня рейтинги доверия выросли практически у всех органов власти, и этот рост оказался устойчивым, резистентным к непростым перипетиям СВО». Второй тренд – ускоренная адаптация к новым обстоятельствам в экономическом, информационном и психологическим аспектам. «То, что год назад казалось немыслимым, сегодня становится нормой». Третий тренд - выросшая гибкость и предприимчивость мелкого и среднего бизнеса, который продемонстрировал огромные способности решать новые проблемы и обеспечивать нормальную жизнь граждан в условиях санкций. «Бизнес включил очень мощный форсаж. Уверен, следующий год даст нам много новых имен и брендов, хороших предложений».
Четвертый тренд - рост добровольческого движения и его переориентация на помочь армии, фронту. Пятый тренд - формирование новой русской эмиграции, преимущественно в странах ближнего зарубежья, заключил Федоров.