Инклюзивность: право быть услышанным
24.12.2021
«Создание комфортной среды для особенных людей, к сожалению, остается проблемой. В больше степени для компаний малого и среднего бизнеса», – сказала сопредседатель Комиссии по бизнес-этике Ассоциации менеджеров; партнер практики частных клиентов, адвокат S&K Вертикаль Юлия Андреева и предложила обсудить практику и особенности внедрения инклюзивности в компаниях.
Руководитель направления отдела социально-экологической ответственности «Леруа Мерлен Восток» Ася Вильдт рассказала, какие инклюзивные группы есть в компании, и какая работа ведется с каждой из них. «Инклюзивная среда сегодня в мире – это следование глобальным целям устойчивого развития, это поддержка государственных программ, это современные тенденции развития рынка, конкурентное преимущество, это социальная ответственность бизнеса в городах его присутствия», – подчеркнула она.
Руководитель направления добровольческих программ KFC в России, СНГ, Центральной и Восточной Европе Марина Рицик рассказала о системном подходе в обеспечении инклюзии. Начиная с 2017 года ресторанах KFС работают более 80 сотрудников с нарушением слуха. Каждый имеет своего наставника, который помогает адаптироваться в коллективе. И для менторов, и для сотрудников с особенностями разработаны памятки. Сотрудники компании социализируют и выпускников детских домов, исповедуя при этом индивидуальный подход. Молодых людей учат составлять резюме, работать с MS Office, проходить собеседования.
Отдельное направление – работа с сотрудниками ресторанов, чтобы преодолеть предубеждения тех, кто не включен в процесс инклюзивности. Для персонала проводятся обязательные тренинги по D&I, специализированные опросы, открыта круглосуточная горячая линия, обеспечивается равный доступ для развития мужчин и женщин.
«Инклюзивность – одна из ценностей нашей компании. Мы воспитываем в сотрудниках терпимость не только к людям с особенностями, но и к другим проявлениям многообразия: убеждениям, культуры, мышлению. Наша задача – показать весь диапазон различий каждого человека», – комментирует Марина Рицик.
По данным ООН каждый седьмой человек на Земле живет с одной из форм инвалидности. Только 4% компаний нацелены на формирование предложения для таких людей. В России 73% людей с инвалидностью трудоспособного возраста не имеют работы. В то же время по данным консалтинговой компании McKinsey, компании с инклюзивной политикой работают на 35% лучше тех компаний, где не развита инклюзивность. По результатам опроса EY, 65% респондентов считают, что трудовая инклюзия необходима для лучшей социализации людей с инвалидностью и особенностями, а 41% опрошенных считают инклюзию показателем уровня развития современного общества.
На данные различных исследований сослалась старший менеджер по корпоративным отношениям и устойчивому развитию бизнеса Unilever в России, Украине и Беларуси Анастасия Новак. По словам спикера, инклюзивность – это процесс реального включения людей с ограниченными возможностями в активную общественную жизнь. «Компания с инклюзивными ценностями – это компания, в которой отсутствует дискриминация, и царит здоровая психологическая атмосфера. Быть инклюзивным – это не просто предложить человеку с инвалидностью рабочее место, а дать ему право быть услышанным», - подчеркнула она.
У Unilever есть цель – стать работодателем №1 для людей с инвалидностью. В соответствии с планом устойчивого развития «Компас» к 2025 году не менее 5% персонала должны составлять люди с инвалидностью.
По словам учредителя Центра развития доступности «Инклюзивные информационные технологии» (Центр И2Т) Анатолия Попко, в часть российских компаний копирует зарубежный опыт, но не понимает, зачем нужна инклюзия. У большинства работодателей и их сотрудников инвалиды вызывают жалость, ассоциируются с беспомощностью и ограниченными возможностями. Необходимо преодолевать стереотипы и жалость нормотипичных людей, подбирать аргументы для бизнеса и доказывать, что инвалиды могут быть профессионалами своего дела.
Инвалидом может стать каждый – 80% инвалидности приобретаются в возрасте от 18 до 64 лет. «Все практики по обеспечению социального дизайна, все усилия по инклюзии нужны для того, чтобы мы не стали беспомощными, приобретая в процессе жизни ограничения по здоровью. Чтобы нормальная жизнь тех, кто плохо слышит, видит, у кого рассеивается внимание, стала возможной в наших условиях», – сказал Анатолий Попко.
Эксперт Фонда «Наше будущее», директор «Сообщества предпринимателей с инвалидностью» Анна Хрястунова отметила, что для развития инклюзивности в компании необходимо внедрять в ее философию, стратегию международные стандарты – ISO, Цели устойчивого развития, ESG-стандарты, - адаптируя их под российские условия.
По ее словам, внедрение инклюзии повысит качество самого бизнеса, так как компании, принимающие разнообразие имеют больший доступ к талантливым специалистам, эффективным инновациям, а также лучше понимают потребности клиентов.
Президент Общества поддержки родителей с инвалидностью и членов их семей «КАТЮША», член Общественной палаты города Москвы Наталья Присецкая рекомендовала при приеме на работу людей с ограниченными возможностями не из разделять инвалидность и профессиональные данные. Сотрудников с инвалидностью надо принимать не из желания закрыть квоты или получить благодарность. Вхождение в коллектив – двусторонний процесс. Работодателю необходимо учитывать особые потребности сотрудника–инвалида. Но и кандидат должен точно понимать, чем он может быть полезен компании.
«Сейчас колоссальная конкуренция на рынке труда. Соискатели хотят работать в компании, которая заботиться о своих сотрудниках и свободна от предрассудков. Но сотрудники – инвалиды не могут быть трендом. Это может быть только долгосрочная стратегия. Тогда инклюзивность будет влиять на результаты команды», – подчеркнула менеджер по трудовым отношениям компании ИКЕА Дарья Лозинская.