Как отменить предрассудки?
Предрассудкам при выборе работы и работодателя было посвящено заседание Комитета по женскому лидерству Ассоциации менеджеров, которое состоялось 17 декабря 2021 года.

По словам основателя Форума и Премии Woman Who Matters и WE Diversity&Sustainability Анны Рудаковой, соискателям приходится сталкиваться с такими стереотипами, как эйджизм, инклюзия, гендер. На трудоустройство могут влиять внешняя привлекательность кандидата, национальность и другие. Все эти предубеждения бывают как осознанными, так и не совсем осознанными.

Чтобы избежать бессознательной предвзятости, Анна Рудакова советует расширять круг общения – влияние предрассудков на человека уменьшается по мере увеличения числа контактов с другими социальными группами. Удалить имена и другую информацию, кандидата, чтобы не обращать внимания на факторы, которые могут привести к предвзятости. Не принимать решения, основываясь на произвольных критериях таких, как рост, цвет волос. Формировать новые ассоциации. Оценить свое поведение и спросить себя, какую роль играют предубеждения в принятых решениях. И, наконец, организовать обучение, где сотрудники могут осознать собственные предубеждения и разработать стратегии по их устранению.

Основатель агентства по подбору и оценке топ-менеджеров HR4PR Ольга Дементьева отметила, что требования к сотруднику, а также предубеждения и стереотипы зависят , в том числе, от статуса и должности нанимателя. Генеральный директор обратит внимание не на перечень умений соискателя, а на его конкретные результаты. Акционеры и собственники заинтересованы в сотрудниках, с которыми им будет комфортно работать долгое время. HR–менеджеры руководствуются формализованными критериями. Кстати, кадровым агентствам зачастую приходится преодолевать предубеждения последних, доказывая, что они не конкуренты, а союзники.

Руководитель направления по соблюдению деловой этики компании Unilever Арина Сергиевская обратила внимание присутствующих на значимость бренда работодателя для потенциального сотрудника: «Кандидаты предъявляют требования к работодателю не только в части ESG–повестки, но и этического реноме. Особенно это касается молодого поколения, которые предъявляют к компании больше требований, чем несколько лет назад их старшие коллеги. Не хочу хочу разделять работодателей на зарубежных и российских, тем не менее последним еще предстоит работать над преодолением предубеждений и стереотипов».

При этом спикер сослалась на результаты опроса, согласно которым 60% компаний не проводят каких-либо тренингов и не ведут никаких коммуникаций в сфере Diversity & inclusion.

Чтобы бренд работодателя был интересен сотрудникам, надо создавать в компании и вне ее определенную экосистему. Это не единичные действия, а длительный процесс. Как он строится в Unilever, Арина Сергиевская рассказала на примере нескольких кейсов, рассчитанных на внутреннюю и внешнюю аудиторию.

Типичными стереотипами кандидатов, по словам директора бренд-центра HeadHunter Нины Осовицкой, являются предубеждения относительно отдельных отраслей, некоторых профессий, прежде всего рабочих, а также автоматизации. Здесь, как считает спикер, компании сами не дорабатывают, и порекомендовала бизнес–сообществу доносить соискателям как можно более подробную информацию о компании, о сферах деятельности, о существующих специальностях.

«Работодатели должны быть драйверами преодоления стереотипов – от них зависят системные изменения. Работа над преодолением предубеждений не должна останавливаться ни на миг. Особенно в современном, быстро меняющемся мире», – подчеркнула она.

Нина Осовицкая перечислила источники, где потенциальные сотрудники ищут информацию о вакансиях: специализированные сайты и сайты компаний, социальные сети. Особое внимание спикер уделила технологиям работы с отзывами бывших и нынешних сотрудников, распространяемых в сети.

«Разговор получил прикладной характер, было представлено большое количество практик. За время действия комитета у нас сформировался нетворкинг и его участники знают, к кому можно обратиться за советом», – подвела итоги заседания Раиса Полякова, председатель Комитета по женскому лидерству Ассоциации менеджеров, генеральный директор KFC в России и СНГ, председатель Попечительского Совета фонд «Открывая горизонты».