HR-специалист должен поддерживать моральное и эмоциональное состояние сотрудников
27.04.2020
Эксперты сформулировали главные тренды – на рынке труда не наблюдается тектонических сдвигов и идет адаптация бизнес-процессов к ситуации удаленной работы, разрабатываются новые критерии оценки эффективности персонала, удержание и повышение мотивации сотрудников, создается копродукция и бизнес-коллаборации.
По результатам опроса, представленного Виталием Терентьевым, директором департамента специальных проектов HeadHunter, 32% респондентов утвердительно ответили на вопрос, сложнее ли стало выполнять свои обязанности. При этом столько же участников опроса считают, что скорее легче или точно легче. Многое зависит от подхода, от руководителей конкретно взятых организаций. 62% респондентов ответили, что работу стало искать сложнее. Большая часть найма ушла в онлайн. Даже в тех отраслях, которые больше всего пострадали, есть вакансии на посткризисное время. Вакансии курьеров в Москве увеличились на 400%, в топ вырвалась медицина и набор медперсонала.
«Главное, что я хочу показать этими цифрами - нет глобальных, тектонических сдвигов на рынке труда. Раньше одной из классических реакций бизнеса на кризисные ситуации первая реакция была инстинктивной - сокращение персонала. Сейчас впервые мы увидели другую реакцию. В ряде отраслей есть заморозка, переводят людей на полставки, тем не менее, общей договоренностью на рынке является не расставание с персоналом, а его временное устройство», – прокомментировал Терентьев.
Екатерина Новикова, директор по организационному развитию группы компаний «Русские Башни», поделилась кейсом о переводе персонала на удалёнку и поддержании вовлеченности персонала. Она отметила ряд сложностей удаленной работы: рабочие коммуникации требуют гораздо больше времени, требование по самоорганизации и систематизации информации возрастают, границы рабочего времени размываются. На HR-специалистов сейчас возложена ответственная роль поддерживать работоспособность, а также моральное и эмоциональное состояние сотрудников. «Сейчас в новых условиях важно сохранять рабочий ритм и избежать выгорания сотрудников. Каждую пятницу мы проводим общее онлайн-собрание всех сотрудников. Это стало для нас главным инструментом работы с персоналом в этот период. На собраниях мы обсуждаем текущие и перспективные бизнес-задачи, поддерживаем уверенность каждого сотрудника в устойчивости компании и эффективности руководящей команды. Мы не забываем и об эмоциональной составляющей, которую реализуем различными способами, в том числе создавая видео- и фотоматериалы, небольшие забавные или воодушевляющие ролики», - прокомментировала Новикова.
Об эффективности работы в изоляции рассказала Вера Бояркова, антикризисный директор Леруа Мерлен Россия. Компания продолжает рекрутинг, изучает процессы, происходящие на рынке, набирает лучшие кадры. «Как раз сейчас каждый руководитель задаёт себе вопрос об эффективности команды и количестве сотрудников в команде. О том, как мы вообще видим работу в будущем на удаленке», - подчеркнула Бояркова.
Татьяна Долякова, генеральный директор, ProPersonnel, указала на рост коллабораций между компаниями, обмен персонала между другими компаниями, а Алекс Столярский, партнер SCHNEIDER GROUP, сфокусировался на юридических аспектах HR-процесса: как грамотно сократить рабочий день и сократить зарплату, при этом обеспечить заработную плату, можно ли кого-то отправить в отпуск оплачиваемый или неоплачиваемый и прочие.
Екатерина Горохова, генеральный директор, АЧАЗ; генеральный директор, Kelly Services CIS, сравнила текущую HR-ситуацию с линией огня, когда специалист должен понять, кого из сотрудников отправлять на удаленку, как удержать работников, обеспечить безопасность и непрерывность бизнес-процессов. «Если говорить про европейскую практику, то государство даёт на это время дотации от 64% от заработной платы, чтобы они могли сидеть дома. На работодателя ложится только ¼ от такой заработной платы для сотрудников. Работодателю, не имея выручки в данной ситуации, поддерживать своих сотрудников очень тяжело», - высказала мнение спикер.
Кейс IT-холдинга TalentTech включал изобретения новых решений по трудоустройству сотрудников из одних компаний, где нет работы, в те компании, которым нужны сотрудники, а также приложение для ежедневного мониторинга сотрудников по симптомам коронавируса. Кроме того, компаниям был предложен бесплатный курс обучения эффективной работе на удаленке. По словам Андрея Митюкова, управляющего партнера и соакционера TalentTech, из-за долгого периода пребывания на карантине, «мы получим людей с новыми привычками – это будет новая привычка к смешанным формам жизни, к смешенным формам онлайн и оффлайн». В связи с этим компании активнее будут использовать культуру прозрачности и цифровизацию.
Словами Татьяны Доляковой можно резюмировать онлайн-мероприятие Ассоциации менеджеров: «Сейчас очень сложно планировать что-то на будущее, потому что каждое новое постановление меняет работу отрасли».