Добро как привычка
05.12.2018
издание: Российская газета
автор: Вадим Ковалев
Волонтерство станет абсолютной нормой, когда вырастут первоклассники, которые сегодня приходят на День знаний без цветов, передавая сэкономленное больным сверстникам. Но до этого еще долго. Пока же надо создать все возможности для того, чтобы люди всех возрастов и всех социальных слоев имели возможность участвовать в социальной повестке, меняя к лучшему жизнь окружающих.
Объявленный президентом РФ Год добровольца (волонтера) стал драйвером для развития этого важного явления. Теперь больше не надо никому доказывать, что это нужно и важно. Давайте говорить о том, как эффективнее развивать волонтерские проекты, НКО и вовлекать "не только студентов".
Среди "не только студентов" особняком стоят те, кого можно назвать корпоративные волонтеры - сотрудники предприятий и организаций, вовлеченные в жизнь местных сообществ. В современном понимании корпоративное волонтерство пришло к нам из офисов международных компаний, но, найдя благодатную помощь и традиции (например, шефской помощи), широко распространилось среди крупного бизнеса в России. Сейчас начинается следующий этап, большие бизнес-структуры постепенно вовлекают своих поставщиков, другие компании в регионах присутствия.
Бизнес развивается в пространстве формальных институтов, которые обусловлены законодательством. Он коммуницирует с государством и властью. В этом случае программы корпоративного волонтерства становятся мостиком между деятельностью бизнеса и региональных, муниципальных властей. На территориях это особенно заметно.
Сегодня добровольчество уже не является прерогативой некоммерческого сектора, оно шагнуло и в политику, и в государственный сектор, и в бизнес. Я бы выделил три основных тренда корпоративного волонтерства, ярко проявляющихся в конце этого года. Во-первых, программы становятся все более продуманными, детальными и не спорадически реализуемыми. Если 5-6 лет назад компании по праздникам ездили в детские дома с подарками в виде бытовой техники, гаджетов, канцелярских товаров, то сейчас бизнес разрабатывает и внедряет программы с пролонгированным эффектом, которые максимально понятны всем аудиториям. Во-вторых, становится все больше компаний, которые реализуют свои волонтерские проекты. И все больше в этот процесс втягиваются компании среднего бизнеса. Если в самом обществе 7 процентов волонтеров, то и в бизнесе их не может быть 77 процентов, даже в самых передовых компаниях. Вовлеченность остается на определенном уровне, и это объективная ситуация. Наши коллеги по всему миру сталкиваются с теми же проблемами. Третий тренд - компании в нашей стране доросли до того, что способны к объединению усилий. Они организуют коллаборации и делают совместные проекты.
Важно помнить, что корпоративное волонтерство должно быть исключительно актом доброй воли. Для многих работников оно становится средством от эмоционального выгорания и переключения от рабочей рутины. Наиболее продвинутые компании инициативу сотрудников подхватывают и встраивают в саму бизнес-модель, ориентируясь на устойчивое развитие бизнеса.
В начале 2018 года, по нашим оценкам, бизнес приготовил масштабную программу социальных проектов, в которой планировалось задействовать около 5 миллионов корпоративных волонтеров. После проведения Ассоциацией менеджеров национальной премии за вклад в развитие корпоративного волонтерства "Чемпионы добрых дел" предполагаю, что поставленная задача выполнена.
Чего не хватает бизнесу во взаимодействии с властью в области корпоративного волонтерства? Совершенно точно не хватает общих площадок и единства понимания этого явления. Я часто езжу в командировки по регионам и сталкиваюсь с тем, что чиновники высшего звена не всегда имеют представление о корпоративном волонтерстве. Удивляться тут нечему - ВЦИОМ говорит, что термин знаком лишь 3% россиян, еще 23% "что-то слышали".
Уверен, что в вопросе просвещения, популяризации этого вида деятельности большая ответственность лежит на общественных организациях. Это наша зона роста. Ассоциация менеджеров более 15 лет "проповедует" тему корпоративного волонтерства, корпоративной социальной ответственности. В течение Года волонтера мы создали образовательный курс в РГСУ, который стартует в начале 2019 года. Он представляет собой полноценную образовательную программу повышения квалификации по работе с волонтерами для корпоративного сектора.
Корпоративное волонтерство можно разделить на три основных вида. Волонтерство руками - посадить деревья, сдать кровь. Волонтерство, основанное на навыках, - skill-based. К примеру, я не водитель-таксист, но у меня есть права и автомобиль. И в субботний выходной день я помогаю перевозить больного ребенка из больницы домой. Третий вид - pro bono, в рамках которого оказывается профессиональная помощь на безвозмездной основе. Когда бухгалтер в субботний день занимается отчетностью для некоммерческой организации или PR-специалист в выходные редактирует и наполняет сайт НКО. Наши американские коллеги из фонда Taproots считают, что pro bono может быть в 300 раз эффективнее, чем волонтерство руками.
Если вы только начинаете, то берите самые простые форматы - донорство, посадку деревьев. Это понятно каждому в независимости от региона, национальности и вероисповедания сотрудников. Как только погружаешься в тематику и рассчитываешь эффективность, то выходишь на те форматы, которые актуальны для твоего бизнеса. А потом уже можно создавать такие высокоэффективные проекты, как "Норникель", например.
Что делать, чтобы корпоративное волонтерство распространилось? Необходимы "проекты-ледоколы" и новый уровень коммуникаций, с объединением усилий разных компаний, НКО, медиа и селебрити. Год волонтера заканчивается, но все только начинается. Бизнес увидел эффективность корпоративного волонтерства, а значит, добрых дел будет все больше и больше.
"Российская газета", 5 декабря 2018 года