Вадим Ковалев, Ассоциация менеджеров: главные тренды управления компанией
26.12.2019
издание: Sostav.ru
автор: Дарья Попова
Как менялось потребление в России за последние 10−15 лет?
Бум потребления почти завершился. Сказалось влияние двух факторов — и наигрались, и деньги стали экономить. Пресловутый хэштег #стабильность вносит свои коррективы.
Чем занимались директора по маркетингу, коммуникациям в течение 10 последних лет? За что им платили деньги 10−15 лет назад и сейчас?
Эффективные коммуникации перестали быть уделом отдельных высокомаржинальных компаний. Теперь это эдакое commodity — форматы и процедуры вполне понятны. Стабильность добралась и до PR: существует несколько контрактов с основными СМИ, абонемент у агентства для картинок в сети и пресс-туров на открытие заводов. Наиболее передовые или активные работают с лидерами общественного мнения и телеграм-каналами. Но вектор заметно поменялся: государство теперь основной стейкхолдер, соответственно, условно, исследования ВЦИОМа становятся приоритетнее пресс-туров.
За что управленцы готовы платить как агентствам, так и коммуникационным подразделениям — за эффективный набор антикризисных инструментов. Причем порой решение вопроса принимает весьма странные формы, вроде полосы с одним словом «Сибантрацит» в течении месяца в «Ведомостях». Тем не менее, тренд на лицо: задачи антикризиса позволяют аккумулировать значительные средства, в том числе и на такие форматы.
Ещё одна очевидная тенденция — увы, частный бизнес теряет позиции. PR-задачи и, как следствие, деньги на их реализацию концентрируются у государственных институций. Агентства и масс-медиа относительно давно знают об этом и довольно успешно работают. Самые активные уже приступили к информационному сопровождению национальных проектов.
Какие навыки нужны хорошему управленцу?
Must have — это хорошее гуманитарное образование, а ещё LQ (love quotient, умение выстраивать доверительные отношения). Ученые, изучающие сферу менеджмента, всё чаще говорят про LQ, который не менее важен, чем IQ и EQ (эмоциональный интеллект). Надо просто любить людей! Как это ни парадоксально, не все представители профессии обладают LQ в должной мере.
Последние громкие рокировки на рынке убедили меня, что это стойкая тенденция. Хотя сейчас для подлинного успеха в профессии необходимо нечто большее. Нужен определенный социальный опыт и некая общественная позиция. Она позволяет и открывать многие закрытые для компаний двери, и сокращать издержки на коммуникацию с чиновниками и журналистами.
Как обстоят дела с корпоративным волонтерством в России? Какое влияние оно оказывает на отношения менеджера и команды?
Корпоративное волонтёрство — ощутимый тренд. И причин тут несколько. Во-первых, это дешевле, чем классическое спонсорство. Во-вторых, эффект для бизнеса, особенно со стороны HR, PR, GR (government relations), очевидней и, главное, воспринимается обществом лучше, нагляднее даже. Сейчас корпоративная социальная ответственность становится одной из немногих тем для позиционирования бизнеса. Глобальные исследования говорят, что и потребители, и сотрудники все больше ожидают активности бизнеса в социальной повестке. В России в принципе наблюдаются глобальные тренды. Политика diversity у нас находят выражение через тему «женского лидерства», где мы многие страны «победили».
Чем занимается Ассоциация менеджеров сегодня?
Ассоциация менеджеров активно развивается. Лучше всего об этом говорит то, что увеличивается количество членов Ассоциации, а также появляются новые темы, новые комитеты. Межотраслевая специфика позволяет нам делать уникальные коммуникационные проекты, а структура исполнительной дирекции позволяет нам делать их очень быстро.
Наша главная ценность — это люди. Успешное развитие и высокие должности многих членов Ассоциации говорят о том, что мы всё делаем правильно. Многие темы, которые мы поднимаем, затем становятся мейнстримом. Если говорить о секторе профессиональных услуг для бизнеса, то знаю огромное количество проектов и контрактов, «родившихся» на площадке нашей деловой организации.
Я убеждён, что у нас азиатская культура коммуникаций, доверяют прежде всего людям, а не институтам. Вот почему так важны площадки профессионального общения. И важно помнить, что Ассоциация — это площадка с двусторонним движением. Мы будем во всем поддерживать компании. Расхожая фраза со знаменитого советского плаката Корецкого «мое счастье зависит от ваших успехов» для нас весьма актуальна.
Дарья Попова, Sostav.ru, 26 декабря 2019 года