Помочь себе и другим
Ассоциация менеджеров России
Контактный телефон
+7 (495) 902-52-32
Согласно последнему исследованию ВЦИОМа, каждый шестой волонтёр в нашей стране помогал другим с помощью компании-работодателя. При этом с понятием «корпоративное волонтёрство» знакомы лишь 26% россиян. Хотя пока этот процент не велик, корпоративное волонтёрство стремительно развивается, и у этого направления большое будущее, уверены эксперты.

К примеру, в ОАО «РЖД» год от года растёт число благотворительных акций, организованных корпоративными волонтёрами. Сейчас в компании действуют 12 волонтёрских отрядов, силами добровольцев в прошлом году было организовано 350 акций, в которых приняли учстие 85 тыс. корпоративных волонтёров. В мае прошлого года в компании было утверждено первое Положение о корпоративном волонтёрстве. В соответствии с ним на каждой дороге были созданы дорожные советы по корпоративному волонтёрству, куда добровольцы могут обратиться за поддержкой. Зачем компании необходимо развивать корпоративное волонтёрство, выяснил «Пульт управления».


Вадим Ковалёв,
заместитель руководителя Национального совета по корпоративному волонтёрству:

– Термин «корпоративное волонтёрство» пришёл в Россию из офисов международных компаний около 15 лет назад. И сейчас в нашей стране корпоративное волонтёрство находится на первоначальном этапе своего развития – «накопления опыта». Хотя нужно отметить, что гражданское участие в различных социальных мероприятиях сотрудников компаний отнюдь не новое явление. Отдельные элементы того, что мы сейчас называем корпоративным волонтёрством, можно было встретить в нашей стране ещё в начале XX века, не говоря уже про советскую историю, когда у всех крупных предприятий были подшефные дома престарелых и дома ребёнка, велась работа с ветеранскими организациями.
Конечно, развитие корпоративного волонтёрства более характерно для крупных компаний: у них есть ресурсы для этого и больше социальных обязательств. Не случайно у нас в стране лидерами по развитию корпоративного волонтёрства являются металлургические компании: они сильно привязаны к территории, часто металлургический комбинат является градообразующим предприятием либо его роль в экономике города очень велика. И корпоративное волонтёрство помогает улучшить имидж компании и может послужить драйвером, чтобы люди не уезжали и участвовали в изменении своего города к лучшему.
Участие в корпоративных волонтёрских акциях повышает уровень лояльности и вовлечённости сотрудников и также является нематериальной мотивацией, помогает не допустить эмоционального выгорания. Особенно это актуально для молодого поколения работников, они хотят менять мир к лучшему, заботиться об экологии и о других. И я всё чаще слышу от HR-специалистов, что к ним приходят на собеседование потенциальные кандидаты и сами задают вопрос о наличии социальных программ, в которых можно принять участие.
Корпоративное волонтёрство позволяет выявить самых активных и самых неравнодушных сотрудников с такими soft-skills, как лидерство, командная работа, тайм-менеджмент. Оно может стать важным связующим элементом для налаживания коммуникации с государством, местными сообществами.
Если говорить о направлениях корпоративного волонтёрства, то сейчас самые популярные акции – это донорство крови, мероприятия по благоустройству территории, помощь детским домам и домам престарелых. Перспективное направление волонтёрства, которое только начинает развиваться в России, – pro bono-волонтёрство, когда люди бесплатно оказывают те же услуги, за которые получают деньги в компании (например, бухгалтер может помочь рассчитать смету благотворительного мероприятия. – Ред.). По мнению американских специалистов, волонтёрство pro bono может быть до 30 раз эффективнее, чем традиционное. К примеру, стоматолог может пойти с подарками в детский дом или посадить дерево, но гораздо эффективнее будет, если он, к примеру, расскажет детям из малообеспеченных семей о том, как правильно следить за зубами, возможно, даже вылечит их.
Не важно, какое направление волонтёрства выбрано в организации, самое главное, о чём нужно помнить руководителю, – участие в мероприятиях должно быть добровольным. Правильно организовать акции и уменьшить издержки поможет сотрудничество с НКО, которые уже знают все нюансы.
Стимулом для участия сотрудников в корпоративных волонтёрских мероприятиях, на мой взгляд, должен быть какой-то уникальный опыт: встреча с руководством по итогам проведённой акции, награждение грамотами, билеты в театр или на спортивные соревнования. Также хорошей мотивацией будет возможность принять участие в мероприятии в другом регионе. Например, в Иркутской области ежегодно проводится экологическая акция «360 минут», туда российские компании отправляют самых активных своих волонтёров. Так, добровольцы могут не только принять участие в волонтёрской акции, но и посетить Байкал, а это, мне кажется, неплохой бонус.


Юрий Белановский,
руководитель добровольческого движения «Даниловцы»:

– Существует разница между волонтёрством и просто доброжелательным отношением к людям. Помог бабушке перейти улицу или донести тяжёлую сумку, подбросил кого-то на машине, если по пути, – способность человека к сочувствию может проявляться в самых разных жизненных ситуациях, но это не означает, что он волонтёр. Волонтёрство – это осознанное решение стать частью чьей-то истории или проблемы, которые не затрагивают его напрямую. Человек может не видеть детей-сирот или одиноких стариков, но в какой-то момент участие в их жизни, помощь им становится для него постоянной потребностью. Ключевой фактор здесь – осознанное желание помогать людям и тратить на это своё время и силы.
Не могу сказать, что у добровольца есть какой-то собирательный образ. К примеру, наше движение специализируется на социальном волонтёрстве. И чаще всего к нам в качестве добровольных помощников приходят молодые люди (в большинстве своём девушки) в возрасте 23–25 лет. Вероятно, это связано с тем, что в этом возрасте много сил, энтузиазма, времени, зачастую ещё нет каких-то семейных обязательств, а желание помогать и заботиться есть.
После того как человек понимает, что хочет быть волонтёром, ему стоит определиться, в каком направлении действовать, кому помогать. И если в компании, где он работает, развита система корпоративного волонтёрства, то ему в этом отношении проще – контакты налажены, есть ресурсы, рядом опытные люди, которые подскажут и направят.
В свою очередь, взаимодействие общественных и корпоративных волонтёров, реализация ими совместных проектов – это хороший путь. Это не только может придать масштабность тому или иному мероприятию, сколько повысить качество его проведения благодаря обмену ресурсами и компетенциями между общественными волонтёрскими организациями и бизнесом. От такого взаимодействия выигрывают все.
Развитие корпоративного волонтёрства выгодно компаниям, потому что это развивает сотрудников, даже в каком-то смысле проверяет их способности, личные качества. Участвуя в корпоративном волонтёрстве человек учится брать на себя ответственность, учится доводить до конца любое дело, реализовывать проекты «от и до».
Второй момент – повышается продуктивность взаимодействия между членами коллектива. Люди, которые участвуют в волонтёрстве, гораздо проще решают производственные задачи. Когда в волонтёрство включаются и руководители, и простые работники, это помогает лучше узнать потребности и специфику работы друг друга, наладить эффективный диалог. Для сотрудников волонтёрство – это самореализация в чём-то, что не входит в периметр их профессиональной деятельности. Ведь не всегда работа – это «работа мечты», чаще – необходимость. А в волонтёрстве человек может реализовать свою мечту и тем самым себя внутренне укрепить.
Карьерный рост в компании зависит от многих вещей, могут быть просто все позиции заняты, и пока больше некуда расти, а потенциал у человека есть. В волонтёрской деятельности человек как раз может себя проявить и стать, к примеру, руководителем волонтёрского отряда.


Дарья Скворцова,
директор по маркетингу GTE Logistics:

– Для нашей компании корпоративное волонтёрство – это новое понятие, с которым мы столкнулись в конце прошлого года. Из-за того, что компания постоянно развивается и растёт, у нас появилась потребность в объединении всего коллектива. И в декабре прошлого года мы стали партнёрами БФ «Арифметика добра». Мы руководствовались идеей вовлечения всех сотрудников в процесс. Помимо перечисления денег на образовательную программу для детей-сирот, наши сотрудники на добровольной основе проводят онлайн-уроки. Такие занятия проходят дистанционно по запросам самих детей из разных детских домов России. Каждый урок занимает полтора часа, за три занятия доброволец объясняет ребёнку особенности той или иной профессии.
В первую очередь мы рассказываем детям о профессии логиста, также у нас есть специалисты, которые готовы работать с детьми и обучать профессиям юриста, маркетолога, программиста. Отдел маркетинга определяет пул спикеров, которые могут общаться c детьми, исходя из опыта и коммуникабельности работников. Нужно отметить, что многие сотрудники с радостью восприняли новость о возможности участия в благотворительной программе. В дальнейшем мы планируем нашим коллективом участвовать в качестве волонтёров и в спортивных мероприятиях фонда.


Рустам Закиев,
директор Департамента коммуникационных и социальных проектов «РУСАЛа»:

– Волонтёрская деятельность в «РУСАЛе» началась достаточно давно – в 2010 году. В это время мы начали формировать молодёжные советы на предприятиях, которые стали опорными точками для развития в компании молодёжных программ. Сегодня такой опорой являются и рабочие советы. Изначально мы обучили большое количество наших сотрудников навыкам волонтёрства, теперь вовлекаем их в различные инициативы. Наши добровольцы ежегодно участвуют в организации сотен социально значимых мероприятий. Компания постоянно инициирует локальные проекты: походы в социальные учреждения, фандрайзинговые акции в одном городе, сетевые проекты, которые реализуются сразу во всех городах, где у нас находятся предприятия.
Правильным и своевременным стало решение о включении в наши проекты элементов геймификации, что делает волонтёрскую деятельность более интересной и познавательной. Например, волонтёры не просто убирают мусор на «Дне Енисея» или встречаются с воспитанниками детского дома во время «Новогоднего марафона», они «зарабатывают» баллы, соревнуются с волонтёрами из других компаний, представляя и защищая свой проект среди множества других.
Каналов коммуникации с сотрудниками достаточно: через руководителей направлений, электронную почту, корпоративный портал, корпоративные медиа, социальные сети, информационные доски, через организацию встреч с волонтёрами и участие в днях информирования на заводах. Продуктивные способы взаимодействия с волонтёрами, на мой взгляд, – обучающие семинары, мастер-классы по социальному проектированию, волонтёрству, оценке проектов и программ, которые регулярно организуются в городах, где работают наши предприятия.
Корпоративное волонтёрство решает многие задачи бизнеса, особенно в сфере HR. Первое – это развитие soft skills. Так, в ходе волонтёрских проектов приходится планировать, бюджетировать, проводить переговоры, делать коммуникационные и PR-программы.
Для сотрудников, которые в силу своих должностных обязанностей не сталкиваются с такими задачами на рабочем месте, это хорошая возможность для развития этих навыков. Безусловно, это помогает человеку не только чувствовать себя лучше, помогая другим, но и в перспективе расти в профессиональном плане.
Молодому специалисту, который только пришёл в компанию, зачастую хочется найти единомышленников. Как раз благодаря волонтёрству можно найти активных людей и на первых этапах карьеры интегрироваться в деятельность компании по всем направлениям, в том числе общественно полезным, прокачать свои навыки, наладить горизонтальные связи. Волонтёрская деятельность – это деятельность, которая приносит заметный положительный результат, мотивирует быть инициативным, работать в команде и стремиться к успеху во всех своих делах.

Виктория Гаджиева, Пульт управления, №1, 2020