«В условиях, когда пандемия стала тем самым событием с низкой вероятностью реализации, то есть «джокером», мы уделяем особое внимание краткосрочному и долгосрочному планированию с учетом «джокеров», зарождающихся тенденций, способных значительно изменить общество, бизнес, государство и жизнь в целом», – открыл XIV форум «People Investor: Устойчивое развитие в эпоху «джокеров», организованный Ассоциацией менеджеров, Дмитрий Зеленин, президент ассоциации.

Короткое время
«Влияние цифровизации на бизнес, на людей очевидно, но нелинейно», – заявил директор Центра научно-технологического прогнозирования института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Александр Чулок. Большинство современных стратегий российских компаний основаны на очевидных трендах и имеют небольшой временной горизонт в 5–10 лет. В то время как большинство зарубежных организаций делают ставку на реализацию «джокеров» – событий с низкой вероятностью, но масштабными эффектами: социальными, экономическими, демографическими, финансовыми, ценностными, управленческими.

«Самый серьезный «джокер» в том, что время сжимается. Те события, которые, по нашему мнению, должны произойти через 30–50 лет, произойдут гораздо быстрее, может быть, уже в этом десятилетии. И это серьезный управленческий «джокер», который диктует потребность в проактивной системе форсайта, прогнозирования и планирования, управления трендами. Когда появится «джокер», времени копировать чей-то опыт уже не будет», – определил спикер.
«Уникального решения, способного помочь в борьбе с «джокерами», не существует. Но если понимать природу рисков, ими можно эффективно управлять, – заявил Виктор Жидков, председатель правления НРД. – Мы должны ценить людей с уникальными знаниями в области классического труда, их умения спасут компанию. При этом нужно не забывать про готовность адаптироваться к вызовам времени. Подвижность, глубокая экспертиза и разнообразие сильных мнений вокруг способны нивелировать влияние «джокеров».

С человеческим лицом

Заместитель председателя правления Россельхозбанка Арташес Сивков отметил, что, несмотря на отчетливый тренд цифровизации, личное общение с потребителем остается актуальным. «Для клиента важно человеческое лицо компании, а повсеместная цифровизация лишает потребителя удовлетворения его базовых социальных потребностей. Доброта и вежливость в долгосрочной перспективе эффективнее для сохранения клиентов, чем продукты, условия которых постоянно меняются», – заявил он.

В отношении выстраивания стратегии в непредсказуемой ситуации А. Сивков сформулировал, что в любой непонятной ситуации необходимо следовать принципам рациональности и органичности. «Жизнь состоит не только из постоянной гонки и конкуренции. Хорошие проекты появляются не благодаря точной стратегии, а благодаря вере в свое дело и упорной работе. Важно не копировать, а идти своим путем», – подчеркнул он.

Досконально просчитывать риски – основная компетенция сферы страхования. Но «джокеров» невозможно спрогнозировать. «Поэтому на первый план выходят способность компании быстро реагировать на неблагоприятные вызовы, а основной актив бизнеса в условиях неопределенности – это сотрудники, которые способны в кратчайшие сроки перестроить бизнес-процессы», – уверена член совета директоров, заместитель генерального директора по развитию бизнеса Страхового дома ВСК Ольга Сорокина. В эпоху неопределенности компаниям приходится реагировать на изменения в ожиданиях, потребностях, поведении и клиентов, и акционеров, и сотрудников компании.

На передовой всех изменений находятся предприятия реального сектора экономики. Им приходится первыми реагировать на вызовы, искать инструменты для адаптации. С тем, что интеллектуальный, творческий потенциал сотрудников – основная защита от рисков и главное условие, чтобы оставаться успешной компанией, согласна и советник генерального директора по устойчивому развитию компании «Северсталь» Наталья Поппель.

Она также отметила, что внедрение в систему управления и развития компании передовых технологий, в том числе предупреждающих риски, – это «инвестиции не только в собственный потенциал, но и в территории присутствия».

Три заветные буквы

Главный исполнительный директор «ВТБ Капитал Инвестиции», старший вице-президент ВТБ Владимир Потапов считает, что сейчас человеческий фактор – важнейший фокус для развития ESG. «Сегодня ESG-повестка стремительно набирает популярность во всем мире. Это своего рода вакцина, чтобы вывести людей из новой реальности цифрового мира и напомнить о важности вечных ценностей», – сказал В. Потапов.

Директор по взаимодействию с инвесторами ДОМ.РФ Алексей Пудовкин считает, что практика ESG станет нормой для финансового рынка. Он, в частности, сказал: «В последние годы ответственное инвестирование находится в самом сердце повестки развития глобального финансового рынка».

«В ходе форума мне показался интересным не конкретный тезис, а общий настрой дискуссии, то многоточие, которым мы завершили. Я, как модератор, старалась не найти ответы, а правильно обозначить вопросы, которые стоят перед бизнесом и обществом в меняющейся реальности. Мне особо импонирует то, что все спикеры были предельно открыты и честны, говоря не только о тех возможностях, которые несет новая реальность, но и о серьезных рисках», – подвела итог руководитель направления по оказанию услуг финансовым институтам в России и СНГ компании Deloitte Екатерина Трофимова.

Юлия Чернышевская
журнал "Смарт", 13 декабря 2021 года