Результаты деятельности Банка Хоум Кредит за 9 месяцев 2014 года по МСФО: Показатели банка улучшаются, хотя восстановление будет медленным. На результаты третьего квартала оказало влияние сокращение объемов выдачи в связи со снижением аппетита к риску.
Ассоциация менеджеров России
Контактный телефон
+7 (495) 902-52-32
ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» (ХКФБ, Банк Хоум Кредит, банк) объявляет консолидированные результаты деятельности банков в России и Казахстане по итогам девяти месяцев 2014 года в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Рейтинги ХКФБ - Moodys B1, Fitch BB-; дочернего банка АО Банк Хоум Кредит (Казахстан), на 100% принадлежащего ХКФБ,  - Fitch B+. «Макроэкономическая ситуация продолжает ухудшаться. И это оказало влияние на  результаты третьего квартала. Наши итоги отражают осторожную политику в кредитовании, принятую нами более года назад. Мы существенно ужесточили анддерайтинг, ввели строгие критерии отбора клиентов, что привело к сокращению объемов бизнеса. Наши действия способствуют улучшению качества кредитного портфеля. Кредиты, выданные после ужесточения подхода к оценке заемщиков во второй половине 2013 года, уже составляют более половины всего кредитного портфеля и демонстрируют более высокое качество. Мы ожидаем, что в четвертом квартале объемы выдачи кредитов увеличатся, однако по итогам года портфель все-таки снизится. Мы сохраняем нашу рыночную долю, в частности, на рынке POS-кредитования, где показатели рисков ниже, чем по другим продуктам. Мы оптимизируем внутренние процессы, совершенствуем технологии и клиентский сервис. В результате, издержки российского банка сократились на 6,4%. Мы ожидаем, что сложные рыночные условия продолжатся и в 2015 году. В начале года мы прогнозируем небольшой сезонный спад, который, впрочем, сгладится по итогам года». 

Иван Свитек,

Председатель Правления ХКФБ

Помимо ухудшения качества кредитов и продолжающихся изменений в регулировании, рынок розничного кредитования испытывает также влияние ослабления российской экономики. Рынок оказался под влиянием волатильности курсов валют, высокой инфляции и замедления роста располагаемых доходов населения. В ответ на эти вызовы банк предпринимает ряд мер необходимых для поддержания бизнеса, в том числе, перенастраивает систему риск-менеджмента и процессы взыскания, оптимизирует затраты и повышает уровень клиентского сервиса. Банк продолжает придерживаться взвешенного подхода к управлению ростом бизнеса, уделяя особое внимание повышению качества кредитов.  Данный подход уже доказал свою эффективность. Новые кредиты демонстрируют более высокое качество. Например, в третьем квартале по сравнению со вторым кварталом сократилась стоимость риска, вновь существенно снизился уровень дефолтов на первом платеже. Однако ухудшение макроэкономической ситуации и вызревание портфеля кредитов, выданных в 2012 и в начале 2013 годов, продолжают оказывать негативное влияние на финансовый результат банка, что привело к убытку по итогам третьего квартала 2014 года. Тем не менее, отмечается существенное замедление темпов снижения прибыли и стабилизация качества кредитного портфеля. Основные усилия менеджмента банка по-прежнему направлены на улучшение качества портфеля и процессов работы с просроченной задолженностью, а также на сохранение операционной эффективности. КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТЫ
  • Операционная прибыль по итогам отчетного периода снизилась на 21,3% до 53,2 млрд рублей по сравнению с показателем за 9 месяцев 2013 г. (67,5 млрд рублей). Падение данного показателя обусловлено в первую очередь осознанным решением снизить объемы выдачи кредитов по сравнению с прошлым годом, а также более слабыми экономическими прогнозами в России.
  • Чистый убыток по итогам третьего квартала составил 4,2 млрд рублей. Его основной причиной стало плохое качество кредитов, выданных до середины 2013 года, а также снижение доходов, последовавшее за сокращением объемов бизнеса в результате ужесточения стандартов андеррайтинга  
  • Чистая процентная маржа банка в 17,2% на конец отчетного периода (9 м. 2013: 19,6%) изменилась в связи со снижением процентных ставок из-за регуляторных изменений и концентрации на более высоком кредитном качестве клиентов, а также повышением стоимости фондирования вследствие роста ключевой ставки ЦБ.
  • Общие административные и прочие издержки (на консолидированной основе, включая Банк Хоум Кредит Казахстан) снизились на 1,8% до 19,6 млрд, отражая продолжающийся процесс оптимизации затрат.  Банк продолжает эффективное управление расходами.  Показатель cost-to-income составил 36,9%, а отношение операционных издержек к среднему чистому кредитному портфелю - 10,0%.
  • Объем активов банка составил 343,6 млрд рублей, снизившись с начала года на 4,3%, отражая сокращение объемов бизнеса.
  • Объем чистого кредитного портфеля по состоянию на 30 сентября 2014 года снизился на 15,0% до 243,0 млрд рублей (285,9 млрд рублей по итогам 2013 года). Объем новых выданных кредитов составил 176,8 млрд рублей (262,1 млрд рублей за 9 месяцев 2013 года). Со второй половины прошлого года банк проводит последовательную политику по повышению качества кредитного портфеля. Продуктовая линейка была оптимизирована, процентные ставки снижены, стандарты андеррайтинга ужесточены. Вследствие этих мер кредитный портфель прирастает медленнее.
  • Центральный Банк России объявил методологию расчета потолка процентной ставки, которая оказалась в рамках ожиданий ХКФБ. По предварительным оценкам, изменения, которые необходимо внести для соответствия требованиям ЦБ, затронут только около 10% бизнеса  банка. В любом случае, деятельность ХКФБ будет полностью соответствовать требованиям новых норм регулирования.
  • Объем вкладов физических лиц и текущих счетов на 30 сентября 2014 года составил 206,5 млрд рублей, снизившись на 3,8% по сравнению с началом года. Депозиты и текущие счета составили 72,2% от общего объема обязательств банка. Отношение кредитов к депозитам составило 114,7%  по итогам отчетного периода. Банк и дальше намерен использовать розничные депозиты в качестве основного источника финансирования своей деятельности.  Сокращение портфеля депозитов произошло в соответствии со снижением объемов кредитования. В то же самое время, широкая сеть отделений банка позволяет ему в случае необходимости быстро нарастить депозитную базу.
  • Доля просроченных кредитов (NPL) в портфеле банка увеличилась до 16,8% (11,7% на 31 декабря 2013 года) в результате рыночной тенденции к ухудшению качества активов. Банк придерживается консервативного подхода в политике формирования резервов  - коэффициент покрытия просроченной задолженности превышает 100%. Рост NPL обусловлен вызреванием старого портфеля после бурного роста в 2012 – начале 2013 годов и ослаблением макроэкономической ситуации. По итогам трех кварталов 2014 года ХКФБ стал одним из немногих игроков на рынке, который не увеличивал свой кредитный портфель. Проактивное решение банка снизить уровень одобрения новых кредитов привело к арифметическому увеличению доли NPL. Тем не менее, мы видим улучшение рискового профиля  кредитов, выданных после первой половины 2013 года как результат действий, направленных на сокращение уровня риска. Другой показатель, отражающий риски – стоимость риска, снизился по сравнению с предыдущим кварталом, и составил на 30 сентября 2014 года 19,6%.
  • Банк Хоум Кредит продолжает поддерживать высокий уровень капитализации. Показатель CAR на 30 сентября 2014 составлял 23,7% (23,5% в конце 2013 года). Уровень достаточности капитала в соответствии с правилами расчета Банка России норматива Н1 на отчетную дату составлял 13,8%.
  • Банк Хоум Кредит обслуживает в данный момент около 4,9 млн активных клиентов в России и Казахстане через  939 банковских офиса, 8 455 микро-офисов, а также более 96 000 точек продаж и 1 521 банкомат. На 30 сентября 2014 года размер клиентской базы банка составлял 30,7 млн человек.
  • Ослабление национальной валюты, отмеченное в последнее время, оказало ограниченное влияние на деятельность банка, поскольку выдача кредитов осуществляется в рублях. Большая часть фондирования также номинирована в рублях. Согласно внутренней политике Банк Хоум Кредит не имеет существенного объема открытых валютных позиций.
Ознакомиться с финансовой отчетностью за 9 месяцев 2014 года можно по адресу: http://www.homecredit.net/. ОСНОВНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Балансовые показатели (млрд. руб.) *

9 м. 2014

2013

Изменение, %

Активы

343,6

358,9

(4,3)

Чистый кредитный портфель

243,0

285,9

(15,0)

Средства акционеров

50,0

55,2

(9,4)

 
Показатели прибыли, млрд. руб.*

9 м. 2014

1 п. 2013

Изменение, %

Операционный доход

53,2

67,5

(21,3)

Прибыль до налогообложения

(4,8)

12,2

-

Чистая прибыль

(4,2)

9,4

-

  КЛЮЧЕВЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ  
%

9 м. 2014

2013

9 м. 2013

Рентабельность активов (ROAA)1

(1,6)

3,1

3,4

Рентабельность капитала (ROAE)2

(10,8)

20,9

23,8

Соотношение расходов к доходам3

36,9

31,2

29,6

Уровень достаточности капитала, %

23,7

23,5

21,0

Доля неработающих кредитов (NPL), %4

16,8

11,7

9,9

Стоимость риска5

19,6

17,6

17,7

  1)     RoAA рассчитывается как приведенная в процентах годовых сумма чистой прибыли за период, деленная на средний остаток валюты баланса за тот же период. 2)     RoAE рассчитывается как отношение чистой прибыли за период, деленная на средний остаток собственных средств. 3)     Коэффициент соотношения расходов к доходам  рассчитывается как сумма общих административных расходов, деленная на операционный доход. 4)     Для расчета доли NPL совокупный объем кредитов, срок просрочки платежей по которым превышает 90 дней, делится на совокупный портфель всех выданных кредитов. 5)     Стоимость риска рассчитывается как отношение убытков вследствиего портфеля в годовом исчислении.й базы,  предпочтения заемщиков в зависимости от целей кредитования, объединенные по с обесценения к среднему объему чистого кредитного портфеля в годовом исчислении. СПРАВКА: ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» [Moody’s B1, Fitch BB-] – специализируется на предоставлении розничных банковских услуг в России и Казахстане. ХКФБ предлагает своим клиентам широкое разнообразие кредитных продуктов и банковских услуг. Клиентская база банка насчитывает 30,7 млн человек. Продукты и услуги представлены в более чем 96 000 магазинах-партнерах в России и Казахстане. По состоянию на 30 сентября 2014 года сеть дистрибуции Банка состоит из 9 394 офисов различных форматов, а также 1 521 банкомата и платежных терминала по всей России и Казахстану. Дополнительная информация доступна на www.homecredit.ru, www.homecredit.kz Home Credit B.V. (далее – «Группа Хоум Кредит») – это ведущая компания, предоставляющая услуги потребительского кредитования через широкий спектр каналов дистрибуции в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), Содружества Независимых Государств (СНГ) и в Азии. Для «Группы Хоум Кредит», учрежденной в 1997 г., ключевыми рынками потребительского финансирования являются: Чешская Республика, Словакия, Российская Федерация, Беларусь, Казахстан, Китай, Индия, Индонезия, Вьетнам, Филиппины. Основным бизнесом Группы Хоум Кредит является потребительское кредитование, то есть выдача кредитов в массовом розничном сегменте. В продуктовую линейку входят кредиты на покупку товаров в точках продаж (потребкредиты), кредиты наличными, револьвинговые кредиты, кредиты на приобретение автомобилей, а также кредитные карты. По мере развития бизнеса компаний, входящих в состав «Группы Хоум Кредит», они начинают принимать вклады от своих клиентов и открывать для них текущие счета. Делается это постепенно, в тех странах, где у компании имеется лицензия на предоставление банковского обслуживания. До настоящего времени 58,7 тысяч работников компании обслужили более 39,8 миллиона клиентов, используя для этого обширную сеть распространения услуг, в которую входят 162 154 точек продаж (POS), кредитные офисе, филиалы и местные почтовых отделений. Совокупные активы «Группы Хоум Кредит» по состоянию на 30 сентября 2014 г. достигли  9,1 миллиарда евро. Более подробная информация представлена на сайте www.homecredit.net Мажоритарным акционером (с долей 86,62%) Home Credit B.V. является Группа PPF (далее - “PPF”). PPF инвестирует свои средства в ряд отраслей экономики, таких как банковское дело и финансовые услуги, страхование, недвижимость, энергетика, добыча полезных ископаемых, сельское хозяйство, ритейл и биотехнологии. Территорией присутствия Группы PPF является Центральная и Восточная Европа, Россия и страны СНГ, а также Азия. По состоянию на 31 декабря  2013 г. PPF владеет активами в объеме 20,9 млрд евро. Более подробная информация представлена на сайте www.ppf.eu Миноритарная доля (13,38% акций) Home Credit B.V. принадлежит EMMA OMEGA Ltd., инвестиционному холдингу, полностью принадлежащему Йиржи Шмейцу.