AMR.ru
Ассоциация менеджеров России
Контактный телефон
+7 (495) 902-52-32
АФК «Система» и «КАМАЗ» представили прототип грузовика на водороде на Международной конференции по водородной энергетике в Москве

Центр водородных технологий АФК «Система» представил в рамках Международной конференции по водородной энергетике, проходившей 23-24 октября 2024 года в Москве, совместную разработку с ПАО «КАМАЗ» – крупнейшим производителем тяжелых грузовых автомобилей в России, с которым корпорация подписала соглашение о сотрудничестве в начале текущего года. Научно-технологическое партнерство компаний предполагает создание серии изделий на водородном топливе. 

Первым опытным образцом, который смогли увидеть участники конференции в ходе ознакомительного визита на площадку Центра водородных технологий АФК «Система», стал экологически чистый грузовик «Чистогор» с силовой установкой на водороде, благодаря которой электромобиль грузоподъёмностью свыше 20 тонн может проехать на одной заправке до 500 км. До конца года планируется протестировать прототип на полигоне, после чего беспилотная грузовая техника на водороде может появиться на дороге. Предполагается, что водородные грузовики будут оснащены блоками топливных элементов российского производства, которое компания планирует наладить уже в следующем году.

В рамках деловой программы конференции, организованной Национальным нефтегазовым форумом при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ, Российского союза промышленников и предпринимателей и Евразийской экономической комиссии, обсуждался широкий круг актуальных вопросов, связанных с развитием водородной энергетики в России и мире: перспективные проекты и новые рынки, международное сотрудничество и научно-технологическая кооперация, партнерство государства, науки и бизнеса.

В конференции принял участие президент Центра водородных технологий АФК «Система» Юрий Добровольский, который, в частности, выступил модератором сессии, посвященной перспективам использования водорода в транспортной отрасли. По словам эксперта, производство грузовиков на водородных топливных элементах является сегодня наиболее привлекательной нишей. Такие машины по сравнению с электрическими проходят значительно большие расстояния на одной заправке, процесс которой занимает не более 5-6 минут. В начале следующего года планируется увеличить целевой запас хода «Чистогора» на одной заправке до 1000 км и изготовить несколько экземпляров водородных грузовиков для сертификации и испытаний в реальных дорожных условиях.

«При получении энергии из водорода электрохимическом путем, когда сжигания топлива не происходит, значительно возрастает КПД, а вредные выбросы и тепловые загрязнения отсутствуют. Поэтому большинство авиа-, автопроизводителей, а также производителей водных судов, взявших курс на декарбонизацию, сейчас очень активно работают в этом направлении развития «зеленого» транспорта», - подчеркнул Юрий Добровольский. По его мнению, во многих областях водородных технологий Россия обладает научными компетенциями, не уступающими мировым, и у нее есть шанс стать поставщиком конкурентоспособных высокотехнологичных продуктов на рынке, который только еще формируется.

Установленный на грузовой автомобиль водородный электрохимический генератор (ЭХГ) уже оценил в действии заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Александр Новак. Корпорация активно взаимодействует с Минэнерго России в рамках межведомственной рабочей группы по развитию водородной энергетики в стране и участвует в реализации «дорожной карты» по этому стратегически значимому направлению, которая предполагает создание передовых технологий и оборудования для производства, хранения, транспортировки и применения водорода на основе отечественных разработок. 

На базе Центра водородных технологий АФК «Система» ведется разработка катализаторов, электролизеров, топливных элементов, систем накопления и хранения энергии, развиваются проекты в области водного, наземного и воздушного транспорта на водороде, в том числе для перевозки коммерческих грузов. Одним из таких инновационных проектов стало создание электрохимического генератора для одного из первых российских судов на водородном топливе, которое успешно испытали в акватории Невы совместно с судостроительным предприятием Emperium (входит в Sitronics Group). В перспективе данная разработка позволит значительно увеличить дальность хода электросудов, которые выпускает компания.

Центр водородных технологий совместно с Группой компаний «ИКАР» работает над созданием гражданского беспилотного вертолета на водородном топливе с ЭХГ и электрическим двигателем мощностью 120-140 кВт. Это первый в мире проект по использованию водородных топливных элементов в беспилотной технике. Он направлен на улучшение летных и экологических характеристик гражданского беспилотного вертолета. Главное преимущество энергоустановок на основе водородных топливных элементов заключается в высокой удельной энергоемкости и экологической безопасности

«Беспилотные вертолеты с водородными топливными элементами могут стать незаменимыми для эксплуатации на Крайнем Севере, в Арктических и Антарктических регионах, где экстремально низкие температуры требуют от техники особой надежности и эффективности. Водород как топливо способен работать в таких условиях, обеспечивая транспортировку оборудования, а также проведение экологических и геологических исследований с минимальным воздействием на уникальные экосистемы этих регионов», - отметил Сергей Аникин, руководитель по разработке БАС ГК «ИКАР».

Для опережающего развития отрасли одним из ключевых является кадровый вопрос. В целях подготовки необходимых специалистов Центром водородных технологий при поддержке благотворительного фонда АФК «Система» была открыта вечерняя школа «Водородная энергетика» на базе МГТУ им. Н.Э. Баумана, которая за три года выпустила более 450 студентов, из которых 16 продолжили обучение в профильной магистратуре и аспирантуре, а также получили возможность трудоустройства в Центре водородных технологий АФК «Система».