Где маржа: агропроизводители игнорируют технологии для повышения урожайности
06.02.2018
Среди основных технологий, влияющих на изменения в пищевой отрасли до 2030 года, эксперты назвали альтернативные протеины, технологии верификации качества и безопасности пищи, персонализированные на генетическом уровне рекомендации по питанию, точное земледелие, редактирование генов в семеноводстве, технологии микробиом. Но для любых технологий критично необходим сбор больших данных и принятие решений на основе их анализа.
Дирк Зеелиг, заместитель генерального директора «КЛААС Восток», сказал, что на рынке ЕАЭС с точки зрения сельскохозяйственной техники есть следующие пути развития: «Это локализация производства, инновационные технологии и сильная стабильная сеть партнеров по сбыту. Машинная интеграция сокращает издержки, предотвращает допущение ошибок и исключает человеческий фактор».
Александр Белов, директор по развитию коммерческих проектов «Сингенты», считает, что вокруг сельского хозяйства есть огромный выбор повышающих эффективность технологий, которые можно внедрить: «Это и системы управления хозяйством, и системы управления животноводством, и умное орошение, спутники и дроны, датчики сбора данных. С чем связано такое медленное внедрение инноваций? Основные причины связаны с человеком: как с фермером, так и с нами».
«Сельскохозяйственная отрасль наименее затронутая цифровыми инновациями. Технологии можно доводить до пользователей за считанные дни. Не стоит бояться того, что технологии сократят кадры: это ускорит производство и даст время на выполнение других задач. Пример: Эксель не убрал бухгалтеров, они просто стали быстрее работать», – отметил Виталий Бузу, генеральный директор «ИнтТерра».
Раньше низкие темпы технологизации в селе оправдывали отсутствием связи. Теперь, по приведенной Виталием Бузу статистике, 82% людей 30-50 лет, работающих в АПК, используют Интернет в телефоне или планшете. Основная причина, почему аграрий не покупает технологии – он не знает, что ему нужно, а тестировать все технологии нет времени, сил и средств. В таких условиях на рынке должны появляться независимые эксперты, которые смогут объективно рекомендовать технологию.
«Мы, агропроизводители, посередине. Есть инвесторы, которые ищут прибыльные бизнес-модели. Есть стартапы с агроновациями. Им очень сложно доходить до нас, сельхозпроизводителей, говорить с нами на нашем языке и продавать нам продукт, который нам реально нужен. Есть поставщики, которые заинтересованы, с одной стороны, в продвижении технологий, но только если они смогут сохранить свою маржу и свою часть рынка», – комментирует ситуацию на рынке агротехнологий управляющий директор группы компаний «АгроТерра» Патрик Гидирим. По опыту «АгроТерры», выход технологии на большой рынок случается, когда до продажи ноу-хау проходит тестирование в реальных производственных условиях. Для таких экспериментов компания открыла Исследовательский центр в 15,5 тыс. га в Центральном Черноземье. В 2017 году тестирование здесь прошли 4 стартапа, 12 технологий и 88 сортов культур. С результатами могут познакомиться фермеры, чтобы увидеть, насколько новое решение увеличит их эффективность.
Фермеры и крупные производители понимают, что игнорирование технологий в перспективе 10 лет –- это путь снижения спроса на их продукцию. «Нас ждет повышение глобальной конкуренции в сельском хозяйстве, поэтому необходимо готовиться и продвигать технологии, чтобы максимизировать эффективность», – прогнозирует Максим Серегин, руководитель департамента продаж в РФ и СНГ «МХК «ЕвроХим».
Справка
«АгроТерра» – одна из лидирующих российских растениеводческих компаний. Занимается выращиванием, хранением и реализацией сельскохозяйственных культур. «АгроТерра» обрабатывает земли в Курской, Липецкой, Тамбовской, Тульской, Орловской, Пензенской и Рязанской областях. Сохранность продукции обеспечивают 20 баз и элеваторов общей мощностью более 500 тысяч тонн. В «АгроТерре» работают 2300 человек. Компания входит в ТОП-30 лучших работодателей России по версии «РБК» и ведущего ресурса поиска работы и сотрудников HeadHunter и является на этом уровне единственным представителем АПК России.
* По оценке Агрофизического НИИ Санкт-Петербурга, российские аграрии только начинают внедрять технологии точного земледелия, сейчас те или иные элементы используют лишь около 5−10% производителей. К 2019 году доля агропредприятий, использующих интернет вещей, достигнет 30% (PricewaterhouseCoopers (PwC). Экономический эффект от внедрения технологий может достичь 469 млрд. руб. к 2025 году.