Как россияне воспринимают технологии и будущее
27.05.2019
Самыми важными технологическими явлениями за последние годы жители России назвали интернет 5G, смартфоны, робототехнику, лекарства, искусственный интеллект, 3D принтеры, электромобили, искусственные органы, беспилотники, а также исследования космоса и Марса.
Свою жизнь россияне не представляют без социальных сетей, геолокационных приложений (карты и навигаторы) и финансовых интернет-сервисов (банкинг, платежи и госуслуги) – этими возможностями в интернете пользуется в среднем 80% населения. Далее следуют развлечения – 63%, а также транспорт, путешествия и шопинг – более 40%. Почти треть населения пользуется онлайн-сервисами по доставке еды и оказанию бытовых услуг.
Участниками исследования предлагалось ответить на вопрос о том, насколько хорошо они разбираются в современных технологиях. Только 5% населения считают, что их знания очень низкие и они «чайники» в технологиях, максимально высоко (на уровне «гуру) себя оценили только 3%. Основная часть россиян оценила свои знания о технологиях по 7-бальной шкале на «3» и «5» - на каждую из оценок пришлось по четверти населения. Только 13% жителей российских городов оценили свои знания о технологиях выше, чем в среднем все население.
Основную информацию о новых технологиях жители России получают из социальных сетей, а также из телевидения и новостных изданий – этими источниками пользуется примерно половина населения. Около четверти россиян также ищет новые знания о технологиях в кругу своих друзей и близких, и в научно-популярных изданиях. Тематические блоги и телеграм-каналы, а также профессиональные сайты и литературу читают порядка 10% населения.
Лучше всего жители России, по их признанию, разбираются в голосовых помощниках, виртуальной реальности и искусственном интеллекте. О том, как устроены дополненная реальность, машинное обучение, нейронные сети и блокчейн знают меньше 10% населения.
Быстрее всего, по мнению респондентов исследования, технологии развиваются в медиа и коммуникациях – так считают 85%, вооружении – 74%, медицине и космосе – 58%, а также рекламе и маркетинге – 54%. Особых технологических изменений россияне не видят в сельском хозяйстве, образовании, торговле и сфере услуг.
Основными причинами замедления технологического прогресса жители российских городов назвали коррупцию, бюрократию и высокую стоимость новых технологий – так считает примерно половина населения.
Среди негативных сценариев технологического развития человечества жители России считают наиболее вероятным деградацию людей – с этим согласно 70% населения. Деградацию связывают, в том числе, с смертью от употребления пищи с ГМО, снижением интеллектуальных способностей от избыточного потребления в целом, прекращением общения, жизнью в виртуальной реальности и превращением в киборгов. Россияне также опасаются, что может произойти ядерная или экологическая катастрофа, а развитие технологий приведет к тотальному контролю со стороны государства и безработице.
Несмотря на свои опасения, россияне верят в позитивный прогресс и уже к 2030 году ожидают массового распространения беспилотных автомобилей, доставки посылок с помощью дронов, одежды из переработанного пластика, выращенных человеческих органов и полного отказа от бумажных носителей. Более половины населения считает, что гаджеты будут встраиваться в одежду, а еще около четверти населения думает, что устройства будут по-прежнему носить в кармане или же вживлять в организм. При этом, больше всего россияне мечтают о появлении телепорта, устройства для синхронного перевода любых языков и медицинского браслета, который сам передавал бы врачам информацию о состоянии здоровья.
Презентация c результатами исследования доступна здесь!
Mediascope – технологичная исследовательская компания, лидер российского рынка медиаисследований и мониторинга рекламы и СМИ. Деятельность компании основана на международных стандартах проведения исследований. Компания входит в отраслевые объединения и ассоциации EMRO, ESOMAR, ОИРОМ. Клиентами Mediascope являются большинство участников медиа и рекламного рынка: рекламные агентства и группы, издательские дома, телеканалы, радиостанции, интернет-площадки и компании-рекламодатели. Информационные базы Mediascope служат им основой для принятия стратегических решений.