Хоум Кредит энд Финанс Банк, Россия: результаты деятельности за 2015 год по МСФО.
Ассоциация менеджеров России
Контактный телефон
+7 (495) 902-52-32
Хоум Кредит энд Финанс Банк, Россия: результаты деятельности за 2015 год по МСФО.

Прочные позиции для устойчивого развития

Москва, 11 марта 2016 года. Банк Хоум Кредит объявляет консолидированные финансовые результаты деятельности в России и Казахстане по итогам 2015 года в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). 

Рейтинги ХКФБ - Moody’s B2, Fitch B+; дочернего банка АО Банк Хоум Кредит (Казахстан), на 100% принадлежащего ХКФБ,  – Fitch B.

В сложной экономической ситуации, сохранявшейся на протяжении всего 2015 года, мы продолжали повышать эффективность нашего бизнеса и качество кредитного портфеля. Мы наращивали долю в сегменте POS-кредитования, который обеспечивал нас устойчивым притоком клиентов с низким профилем риска и хорошим потенциалом для кросс-продаж. Нам удалось закрыть четвертый квартал с прибылью. В текущем году мы продолжим развитие бизнеса, в частности, сделаем серьезный фокус на развитие онлайн-технологий.

Подводя итоги прошедшего года, хочу отметить, что это был не простой год, но мы с честью выдержали все испытания. Российский рынок характеризовался высокой волатильностью. Рост инфляции привел к снижению реальных зарплат населения. В этих непростых условиях мы вновь продемонстрировали ключевую компетенцию нашего бизнеса – возможность быстро адаптироваться к меняющимся условиям внешней среды. Наша финансовая устойчивость, поддержка сильного акционера, эффективное управление затратами позволяют мне с уверенностью утверждать, что мы успешно преодолеем период турбулентности на рынке и продолжим рост бизнеса.

 

Юрий Андресов,

Председатель Правления ХКФБ


Макроэкономическая ситуация в России остается сложной. Снижение реальных зарплат в 2015 году составило 9,5% относительно предыдущего года. Розничный товарооборот снизился на 10%. В ответ на ухудшающуюся рыночную ситуацию наш банк предпринял ряд мер, нацеленных на повышение эффективности бизнеса. В 2015 году мы завершили программу оптимизации издержек, в частности, привели сеть отделений в соответствие с объемами бизнеса на сокращающемся рынке. Мы качественно улучшили нашу систему риск-менеджмента. В конце года были обновлены скоринговые карты, которые теперь используют информацию из большого количества различных источников. Они позволят нам постепенно наращивать объемы кредитования при сохранении высокого качества кредитного портфеля. Стоимость фондирования на протяжении всего прошлого года снижалась, по мере того, как дорогие депозиты декабря 2014 года – января 2015 года выходили из портфеля.

Благодаря принятым мерам операционные издержки банка снизились на 28% относительно 2014 года. Показатель NPL улучшился до 13% (15,6% по итогам 2014 года), причем снижение NPL происходило на сокращающемся портфеле. Мы значительно повысили эффективность всех этапов взыскания. Несмотря на снижение количества банковских офисов, нам удалось сохранить высокое качество обслуживания клиентов, благодаря переводу большого количества операций в онлайн и контактные центры. Например, число уникальных пользователей сервиса «Кредитный кабинет»  выросло в 3,7 раза за год и достигло 440 тысяч. Также мы запустили мобильное приложение «Мой кредит» с упрощенной идентификацией, с помощью которого, в частности, можно оплачивать кредит через мобильный телефон.

В 2015 году банк активно развивал POS - кредитование, осуществлял многочисленные совместные акции с партнерами, совершенствовал технологии и процессы продаж. В результате банк укрепил свою позицию лидера данного сегмента рынка, наша доля рынка превысила 30%.  В декабре выдачи составили более 11 млрд рублей, что является историческим максимумом декабрьских продаж за всю историю банка. 

В четвертом квартале банк получил чистую прибыль. Мы создали значительный буфер ликвидности, чтобы снизить риски волатильности внешней среды. Сильная позиция по капиталу, уровню ликвидности в сочетании с устойчивостью бизнес-процессов были отмечены агентством Fitch, которое подтвердило наш кредитный рейтинг во второй половине года.

 

КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТЫ

  • В сложной операционной среде банк зафиксировал чистый убыток в размере 8,8 млрд рублей за 2015 год. Главным образом это произошло за счет давления на чистую процентную маржу,  сокращения объемов бизнеса на фоне жестких критериев андеррайтинга и  существенных объемов резервирования по потерям по ссудам.. В четвертом квартале банк получил чистую прибыль в размере 0,5 млрд рублей. Это стало возможным благодаря целенаправленным и последовательным действиям, направленным на повышение качества портфеля и эффективности бизнеса, и улучшило годовой результат.
  • Чистый процентный доход составил 29,5 млрд рублей, сократившись на 41,2% по сравнению с 50,3 млрд рублей годом ранее, отражая сокращение объемов бизнеса и возросшие процентные ставки по депозитам клиентов, что стало результатом значительного увеличения ключевой ставки ЦБ в конце 2014 года и влияния расходов, связанных с формированием дополнительных запасов ликвидности.
  • Операционная прибыль по итогам отчетного периода снизилась на 37,5% до 43,7 млрд рублей по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года (69,9 млрд рублей по результатам 2014 года).
  • Общие административные и прочие издержки снизились на 21,9% до 20,5 млрд рублей, отражая результаты процесса оптимизации затрат.  Отношение cost-to-income составило 47,4% (38,5% в 2014 году), а отношение операционных издержек к среднему чистому кредитному портфелю за отчетный период – 10,0%. Рост показателя cots-to-income в основном связан с сокращением доходов.
  • Доля просроченных кредитов (NPL) на фоне снижения объемов бизнеса в портфеле банка составляла 13,0% (15,6% по итогам 2014 года), отражая консервативную политику андеррайтинга и принятые меры по улучшению кредитного профиля наших клиентов. Стоимость риска снизилась до 16,2% (18,9% по итогам 2014 года). Коэффициент покрытия просроченной задолженности резервами остается на хорошем уровне и составляет 109,7%.
  • Объем активов составил 267,9 млрд рублей, сократившись с конца 2014 года на 20,9%.
  • Объем чистого кредитного портфеля по состоянию на 31 декабря 2015 года снизился на 27,1% до 178,4 млрд рублей (244,8 млрд рублей по итогам 2014 года). Объем выданных кредитов составил 168,4 млрд рублей (239,3 млрд рублей по итогам 2014 года).
  • На балансе банка в конце отчетного периода находилось 42,6 млрд рублей в виде денежных средств, их эквивалентов, а также средств, размещенных в других банках ( по итогам 2014 года их величина составляла 49.2 млрд рублей). Также ХКФБ располагал                 22,2 млрд рублей в виде портфеля облигаций с высоким рейтингом (в конце 2014: 18.1 млрд рублей). Данные активы в совокупности составили 24,2% от всех активов банка на конец отчетного периода.
  • Объем вкладов физических лиц и текущих счетов на 31 декабря 2015 года составил 171,4 млрд рублей, увеличившись на 0,3% по сравнению с 31 декабря 2014 года. Структура депозитной базы трансформировалась во втором полугодии, вслед за снижением ключевой ставки Банка России, когда поступила значительная часть вкладов с более низкими ставками. Депозиты и текущие счета составляли 78,0% от общего объема обязательств банка. Отношение кредитов к депозитам составило 100,1% по итогам отчетного периода.
  • Банк Хоум Кредит продолжает поддерживать высокий уровень капитализации. Показатель CAR на 31 декабря 2015 составил 24,3% (24,4% по итогам 2014 года). Уровень достаточности капитала в соответствии с правилами расчета Банком России норматива Н1.0 на отчетную дату составлял 14,3%.
  • Банк Хоум Кредит обслуживал на 31 декабря 2015 около 4,4 млн активных клиентов в России и Казахстане через  374 банковских офисов, более 98,000 точек продаж, 239 почтовых отделения и 1177 банкоматов в России и Казахстане. На 31 декабря 2015 года размер клиентской базы банка составлял 32,6 млн человек. 

ОСНОВНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ     


  1. RoAA рассчитывается как приведенная в процентах годовых сумма чистой прибыли за период, деленная на средний остаток валюты баланса за тот же период.

  2. RoAE рассчитывается как отношение чистой прибыли за период, деленная на средний остаток собственных средств.

  3. Коэффициент соотношения расходов к доходам  рассчитывается как сумма общих административных расходов, деленная на операционный доход.

  4. Для расчета доли NPL совокупный объем кредитов, срок просрочки платежей по которым превышает 90 дней, делится на совокупный портфель всех выданных кредитов.

  5. Стоимость риска рассчитывается как отношение убытков вследствие обесценения к среднему объему чистого кредитного портфеля в годовом исчислении.


_________________________________________________________________________________________________________________

СПРАВКА:

ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» [Moody’s B2, Fitch B+] – специализируется на предоставлении розничных банковских услуг в России и Казахстане. ХКФБ предлагает своим клиентам широкое разнообразие кредитных продуктов и банковских услуг. Клиентская база банка насчитывала 32,6 млн человек. Продукты и услуги были представлены в более чем 98 000 магазинах-партнерах в России и Казахстане. По состоянию на 31 декабря 2015 года сеть дистрибуции банка состояла из 374 офиса, 239 почтовых отделений, а также 1177 банкоматов и платежных терминалов по всей России и Казахстану.

Дополнительная информация доступна на www.homecredit.ru, www.homecredit.kz

Home Credit B.V. (далее – «Группа Хоум Кредит») – это международная компания, которая предоставляет услуги потребительского кредитования в 11 странах и имеет высокий потенциал для роста. «Группа Хоум Кредит», учрежденная в 1997 г., специализируется на ответственном кредитовании, преимущественно, группы потребителей с очень короткой или без кредитной истории. Наши услуги простые, быстрые и удобные. Мы работаем на привлекательных рынках, где существуют значительные барьеры для входа. В некоторых странах мы занимаем лидирующие позиции на рынке кредитования. Наш опыт и знание различных рынков позволяет нам опережать конкурентов.  Мы обеспечиваем распространение финансовых услуг  среди небанкизованного населения, создавая позитивный и безопасный опыт кредитования – первый в жизни многих наших клиентов. Мы способствуем повышению уровня жизни и удовлетворяем потребности заемщиков. К концу отчетного периода 72,9 тысяч работников компании обслуживали более 53,4 миллионов клиентов, используя для этого обширную сеть дистрибуции, в которую входят 185 893 точек продаж (POS), кредитных офисов, филиалов и почтовых отделений. Совокупные активы «Группы Хоум Кредит» по состоянию на 31 декабря 2015 г. достигли 9,7 миллиардов евро.

Более подробная информация представлена на сайте www.homecredit.net

Мажоритарным акционером (с долей 88,62%) Home Credit B.V. является PPF Financial Holdings B.V., на 100% принадлежащий Группе PPF (далее - “PPF”). PPF инвестирует свои средства в ряд отраслей экономики, таких как банковское дело и финансовые услуги, страхование, недвижимость, энергетика, добыча полезных ископаемых, сельское хозяйство, ритейл и биотехнологии. Бизнес группы PPF охватывает Европу, Россию, США, а также Азию. PPF владеет активами в объеме 21,3 млрд евро, что соответствует значению на 30 июня 2015 г.

Более подробная информация представлена на сайте www.ppf.eu

Миноритарная доля (11,38% акций) Home Credit B.V. принадлежит EMMA OMEGA Ltd., инвестиционному холдингу, полностью принадлежащему Иржи Шмейцу.