Компания Sitronics Group, входящая в АФК «Система», представила инициативу о необходимости принятия на федеральном уровне стандарта, по которому будет формироваться инфраструктура электрозарядных станций (ЭЗС) для заряда электробусов, коммунальной техники, служебных и личных электромобилей в масштабах всей страны на форуме «Общественный транспорт».

Россия не отстает от современных мировых трендов перехода на массовое использование транспорта на электрической тяге, принятие концепции по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Правительством РФ, тому подтверждение.

В паспорте федерального проекта «Электроавтомобиль и водородный автомобиль» предусмотрены мероприятия, в рамках которых будет определен перечень пилотных территорий и федеральных трасс для создания зарядной инфраструктуры для электротранспортных средств до 2024 года. А также будут разработаны правила предоставления субсидий на софинансирование части затрат на создание «быстрых» зарядных станций мощностью 150 кВт/ч в субъектах Российской Федерации, вошедших в перечень пилотных территорий и перечень пилотных федеральных трасс.
Sitronics Group реализовала несколько пилотных проектов для общественного и личного транспорта в Москве, Нижнем Новгороде и Ульяновске, запустив быстрые зарядные станции вкупе с цифровой платформой управления, приложением для водителей и обеспечивает полное сервисное обслуживание.

«Наш опыт по реализации комплексных проектов электрозарядной инфраструктуры позволяет нам выступить с инициативой для создания концепции развития общественного электротранспорта в субъектах Российской Федерации. С нашей точки зрения, развитие инфраструктуры ЭЗС должно быть синхронизировано с переводом общественного, в том числе малогабаритного транспорта и коммунальной техники территорий-пилотов на электротягу за счет привлечения инвестиций частного бизнеса в отрасль. Стандарт реализации заключается в том, чтобы рассматривать и реализовывать только комплексные проекты по созданию сервиса для заряда электротранспорта», – рассказал президент Sitronics Group Николай Пожидаев.

Комплексность проектов предусматривает строительство требуемого количества ЭЗС отечественного производства в соответствии с адресным планом, утвержденным региональным Правительством, техническое присоединение всех ЭЗС к энергосетям, развертывание цифровой платформы управления инфраструктурой с обеспечением пользовательского приложения для мобильных устройств для населения и муниципальных служб города, и организацию технического обслуживания зарядных станций с заданным уровнем качества для их бесперебойной работы.
Привлечение внебюджетных инвестиций для развития электро-зарядной инфраструктуры возможно по сервисной модели. В рамках кооперации региональной власти и частных инвесторов электро-заряд транспорта может обеспечиваться как услуга частными компаниями, которые строят, обслуживают и развивают сеть ЭЗС на свои средства, а регионы и муниципалитеты занимаются увеличением количества общественного транспорта на электротяге и стимулируют рост числа частного электротранспорта.

Наиболее важной в рамках разрабатываемого нормативно-правового акта является возможность предусмотреть соблюдения требований о стандарте реализации проектов через сервисные модели с подписанием соглашений при выделении пилотным территориям федеральных средств. Соглашения должны включать в себя требования, начиная от оборудования зарядных терминалов, условия их обслуживания и модернизации до программного обеспечения терминалов, направленных на удобное и эффективное взаимодействие с пользователями.

При внедрении концепции важны единые стандарты и универсальность аппаратно-технических средств ЭЗС и программного обеспечения для возможности бесшовного масштабирования инфраструктуры на все регионы России.