Партнерство между вузами, бизнес-школами и корпорациями влияют на актуализацию образовательных программ
25.10.2021
Как отметил Валерий Катькало, председатель отраслевой Комиссии по образованию Ассоциации менеджеров; первый проректор, НИУ «Высшая школа экономики»; декан Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ, партнерство между вузами, бизнес-школами и корпорациями могут влиять на актуализацию образовательных программ.
То, что было понятно в планах, дизайне, контенте, технологиях образовательных программ 10 лет назад, сегодня ставится под сомнение. «Новые программы не будут иметь успех, если не будут созданы совместно представителями успешного бизнеса, которые постоянно обновляют себя, ищут новые методы управления бизнесом, новые бизнес-модели; а значит предъявляют совершенно иной спрос на компетенции, знания, навыки выпускников университетов и бизнес-школ. Поэтому в настоящее время лидеров бизнеса приглашают стать соавторами, сокреаторами новых образовательных программ. Лидеры бизнеса релевантны современности, и они знают то, что не может знать самый продвинутый профессор. Поэтому мы должны сегодня заниматься университетским образованием совместно с бизнесом», - заключил Катькало.
Также выступающий обозначил новый период нашего кадрового развития, когда образ современного преподавателя формируется, исходя из трех треков: академического, образовательно-методического и практико-ориентированного. Все три типа компетенций одинаково востребованы в современном мире качественного образования.
Андрей Афонин, директор Университета Банка России, рассказал о продолжающейся работе над стратегией развития финансового рынка до 2030 года и представил результаты опроса «Кадры для финансовой отрасли-2030». В опросе приняли участие 737 человек, из которых 52% топ-менеджеры, 28% представители бизнес-подразделений, 20% представители HR.
По мнению участников опроса, технологии, экономическая ситуация, новые продукты и услуги стали определять запрос на новые компетенции специалистов финансового рынка. 2/3 участников опроса считают, что нужно менять существующую структуру уровней высшего образования для специалистов финансового рынка.
Как показало исследование, требуется актуализировать программы, изменить перечень программ в разрезе профессий и квалификацию преподавателей. 77% участников опроса считает, что состав и структура специалистов в финансовой сфере изменится в перспективе 10 лет.
Светлана Матвеева, вице-президент по управлению персоналом АФК «СИСТЕМА», рассказала об активном взаимодействии компании с вузами, в частности с ВШЭ, за последние полтора года вышло для нас на совершенно новый уровень. «Нам, как бизнесу, комфортно взаимодействовать с ВШЭ - флагманским вузом, который идет в нашей стране впереди в части совершенствования и модернизации своих процессов. На примере ВШЭ мы ушли в формат более глубокого погружения: накопленные за 28 лет корпорации реальные кейсы, актуальные для российского рынка и на данный момент, войдут в образовательную программу вуза в будущем,» - поделилась опытом Матвеева.
По мнению Александры Глазковой, директора по персоналу и организационному развитию АО «ОХК «Уралхим», многие учебные заведения сейчас пребывают в поиске себя и им сложно адаптироваться к современным реалиям. Появляются вузы, которые очень активно берут лидерство на себя.
Путь взаимодействия бизнеса и образования всегда начинается с выбора партнеров. «Будущее наступает нам на пятки, появляются новые профессии, компетенции. Приходится налаживать связи и придумывать что-то новое, то, чего еще не было в нашей отрасли», - отметила участница дискуссии. «За полгода мы успели открыть целевую магистерскую программу по агробиотехнологиям, которая уже запущена, работает и получила хорошие отзывы. Начали закладывать фундамент будущего корпоративного университета, так как понимаем, что далеко не все потребности смогут закрыть наши партнерские вузы. Компания создала единую дорожную карту по взаимодействию с вузами, а также сформировала определенное бизнес-сообщество», - сообщила Глазкова.
Евгений Зараменских, руководитель департамента бизнес-информатики, Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ, отчитался об успешной реорганизации программы образования с помощью экспертного сообщества. Как заявил Зараменских, отрасль хочет сразу получить подготовленного специалиста, чтобы его потом не доучивать, - молодой специалист должен обладать сформированными навыками работы в команде и владеть технологиями. Создание экспертного совета привело к перестройке ряда программ: со стороны бизнеса сформированы требования для формирования специалиста, увеличилось количество стажировок на площадках компаний SAP и Huawei, запущена новая программа управления цифровым проектам.
Инна Баранова, декан Факультета управления Университета «Синергия», подтвердила, что ее вуз работает с большим количеством компаний-партнеров. Баранова отметила, что важно не только договариваться бизнесу и образованию, но и не забывать о регуляторах процесса. Спикер поделилась реализацией проекта «Стартап как диплом», при котором обучающиеся представляют свой бизнес-проект в качестве выпускной квалификационной работы. В копилке «Синергии» 78 действующих бизнесов, созданных предприимчивыми студентами. С 2020 года реализуется программа ISA, предполагающая возможность оплаты обучения по факту официального трудоустройства.
Эрика Соболева, генеральной директор АККОРК, описала, что АККОРК представляет собой платформу, на которой возможно взаимодействие бизнеса и образования. АККОРК занимается оценкой качества образовательных программ. Благодаря двум базовым процедурам – международной и профессионально-общественной аккредитации – создаются рекомендации и, таким образом, улучшаются образовательные программы.
Соболева рассказала об опыте работы с Ассоциацией менеджеров по оценке управленческих программ и программ по экономике по стандартам, разработанным Ассоциацией менеджеров.