Система корпобразования – мощнейший инструмент селекции сотрудников
10.01.2022
Открывая заседание Валерий Катькало, председатель отраслевой Комиссии по образованию Ассоциации менеджеров; первый проректор НИУ «Высшая школа экономики»; декан Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, коснулся актуальности
системных изменений в судьбе корпуниверситетов. Корпуниверситет сегодня уже больше, чем просто корпуниверситет, и для компании в целом он больше, чем просто образовательная функция. «Мы рассуждаем в терминах экосистем и видим, что корпуниверситеты становятся важными участниками строительства экосистем. Мы в начале этого пути», - сформулировал Катькало.
Андрей Афонин, директор Университета Банка России, среди трендов развития корпобразования назвал следующие: геймификация, помогающая удерживать внимание тех, кто проходит онлайн-курсы; мультиплатформенность, запрос на reskilling; использование роботизации; редизайн подходов, использование новых знаний для оформления программ; повышение потребности в кибербезопасности. Возник запрос на новые роли – так директора по обучениям становятся директорами по изменениям.
Разные поколения требуют разного формата потребления контента, что необходимо учитывать при составлении курсов обучения. Наиболее эффективно обучение протекает в кроссфункциональных командах: они усваивают в 30% больше материала.
Что касается опыта Университета Банка России, то Афонин рассказал, что «в пандемию особенно выстрелили профессиональные сообщества - тот элемент управления системы знания, когда не HR драйвит развитие программ, а сами люди». На сегодняшний день успешно функционируют несколько десятков профессиональных сообществ, представляющих собой саморегулируемую систему.
Роман Баскин, директор Корпоративного университета РЖД, указал на специфику деятельности, назвав корпуниверситет «фабрикой кадрового резерва», которая в том числе решает задачу развития руководителей для РЖД. Спикер отметил, что «мы стали лучшим корпуниверситетом, получили высокое международное признание» и поделился чувством гордости за российское корпобразование.
«У нас каждый сотрудник три раза в год проходит переобучение, и это проблема», - выявил узкие места Илья Дементьев, ректор Корпоративного университета Газпромнефти. К ним также относится и отсутствие принципиально новых технологий обучения на рынке, и сложность удержания профсообщества, и изменение основ принципа управления. У корпунивеситета Газпромнефти 24 вуза-партнера, а главная задача – не учить людей, а делать бизнес.
Особенностей обучения в быстро растущей компании коснулась Марина Деревлева, директор Корпоративного университета СИБУРа, художественно обрисовав: «Нам нужно одновременно быстро бежать и запускать новые проекты». СИБУР вырос в пять раз за последние 5 лет.
«Система корпобразования – мощнейший инструмент селекции сотрудников», - сформулировала Валентина Сатарова, директор Корпоративного университета НЛМК. Эффективным производственным обучением Сатарова назвала предоставление человеку выбора и легкое нормирование. Также важно связывать обучающие инструменты с упущенным маржинальным доходом.
Подводя черту под дискуссией Валерий Катькало сказал, что ни на минуту нельзя останавливаться в технологическом развитии систем образования. «Не может быть универсальных подходов к оценке эффективности. Важна попытка диверсификации подходов к оценке эффективности и согласование этих подходов с руководителями», - добавил Илья Дементьев.