Самые разнообразные аспекты темы "Профориентация 2.0. Вызовы и решения" обсудили специалисты 13 октября 2020 года на заседании в рамках Комиссии по образованию Ассоциации менеджеров совместно с ОП РФ.

Модераторами дискуссии выступили Вадим Ковалев, первый заместитель исполнительного директора, Ассоциация менеджеров, и Наталья Кравченко, директор по стратегическому развитию, Национальная технологическая инициатива; член ОП РФ.

Видеоверсия события – по ссылке

«Профориентация — место общего интереса и активного взаимодействия бизнеса, власти и общества, которые заинтересованы, чтобы коммуникация в этой сфере проходила максимально эффективно. За кажущейся лиричностью профориентация решает серьезные задачи, а сейчас, в условиях очередной демографической ямы, задача подбора лучших кадров для бизнеса встала еще острее», — подчеркнул Вадим Ковалев.

Дмитрий Земцов, лидер рабочей группы «Кружковое движение» НТИ; проректор по развитию Дальневосточного федерального университета, обратил внимание аудитории на важный аспект: «В чем тонкость темы? Мы говорим о системе подготовки ребят к выбору профессии, но система гособразования наследует систему Госплана». И выдвинул идею о том, что нужно начать профориентацию за 7-10 лет до того, как школьники и студенты получат профессию.

Результатами исследований по теме дискуссии поделились Кирилл Родин, директор по работе с органами государственной власти ВЦИОМ, и Ирина Святицкая, руководитель молодежного направления HH.ru. Оказалось, что 28% россиян никогда не работали по специальности. На сегодняшний день работают по специальности 51% россиян. В тройке основных требуемых навыков в вакансиях для молодых специалистов в России: грамотная речь, работа в команде, пользователь ПК. Умение критически мыслить, работа в команде, адаптивность, умение самостоятельно мыслить - таковы навыки, которые будут необходимы через 10 лет. ««Система высшего образования играет все меньшую роль», - констатировал Родин.

Кристина Колесникова, директор по внешним коммуникациям ГК "Просвещение", к основным вызовам профориентации отнесла следующие: запрос родительской аудитории на раннюю профориентацию; тренд, заданный WorldSkills; спрос на навыки, целевые запросы регионов. Шаги, которые нужно предпринять для реализации этих вызовов: минимизация цифрового неравенства в разных регионах России; внедрение профильных программ; построение образовательной магистрали - от школы до места работы.

Заместитель директора департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России Татевик Карабекян сформулировала актуальную задачу – дать возможность школьникам принять решение, куда пойти учиться. Так уже сегодня образовательная программа «Билет в будущее», действующая в рамках нацпроекта «Образование», дает возможность пройти тестирование на профориентацию и ребенок получает рекомендацию, какая профессия ему ближе. в прошлом году такое тестирование прошло 540 тысяч школьников более чем из 50 субъектов РФ.

Выпускники вузов не имеют представления о рынке труда, наблюдается нехватка квалифицированных кадров – такова специфика профориентации в сфере ИТ, о которой подробно рассказала Татьяна Афонина, HR-директор CloudPayments.

Юлия Бородай, вице-президент, директор по персоналу Почта Банк, призвала всех «жить в единой реальности» и прислушиваться к запросам работодателей и потребностям детей.