Ритейлеры находятся в состоянии шоковой терапии
04.05.2020
Видео по ссылке - https://www.youtube.com/watch?v=PE5kHZNjhL4
Модератор Вадим Ковалев, первый заместитель исполнительного директора, Ассоциация менеджеров, сделал акцент на том, что правительство России отнесло непродовольственный ритейл к наиболее пострадавшим отраслям, предусмотрев соответствующие льготы и компенсации.
Между тем спикеры события сформулировали актуальную проблематику сферы ритейла:
нехватка диалога с государством, непредсказуемость потребительского поведения при общем падении продаж, фактор непредсказуемости развития событий и комплексного подхода к решению вопросов.
О динамике ритейла на рынке бытовой техники и электроники рассказал Андрей Серегин, старший консультант GfK Russia. Потребительские настроения на 14-й неделе карантина были таковы, что ожидание проблем подстегнуло прирост дорогих покупок. В Китае за восемь недель карантина снизились продажи бытовой техники на 18% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Россия оказалась близка к этим показателям. 49% покупок на 1-й неделе карантина происходило онлайн, дальнейший рост составил 30%. В Европе не было пика продаж бытовой техники перед карантином. У нас самый большой прирост продаж наблюдается в IT-секторе. По группам товаров продажи возглавляют телевизоры и холодильники. Рынок малой бытовой техники находится на том же уровне, что и в 2019 году. «Мы только выходим на нормальную траекторию рынка», - отметил Серегин.
Ирина Зуева, директор по маркетингу «Эконика», привела данные исследования Сберданные, согласно которым падение продаж в фэшн-ритейле в марте 2020 года составило 95%. «Ритейлеры находятся в состоянии шоковой терапии», - поделилась Зуева. Поведение покупателей в фэшн-ритейле было следующим: в первые две недели апреля они придержали деньги, потом стали радовать себя, и онлайн-торговля существенно выросла. В этой ситуации рекомендации Роспотребнадзора не очень понятны, поэтому спикер выступила с предложением государству при выработке мер поддержки бизнеса создать совет с бизнесменами для достижения максимального результата.
В Metro Cash&Carry непродовольственные товары составляют 10% в 94 магазинах по всей России. В ряде регионов применяется локальное законодательство, которое сложно отслеживать. Ряд регионов ввели ограничения доступа или транзита, но не проработана процедура реализации законодательных инициатив. По словам Юлии Николаевой, руководителя юридического отдела, Metro Cash&Carry, санитарные нормы стали жесткими. Растет дистанционная торговля настолько, что первое время карантина не всегда успевали справляться. Компания по временным трудовым договорам набрала новых сотрудников, решив проблему трудоустройства для нескольких тысяч россиян.