Креативные индустрии: перспективы развития и вклад в экономику страны
С приветственным словом к присутствующим обратилась Катерина Киндрук, заместитель исполнительного директора, Ассоциация менеджеров, отметив, что пришло время выхода креативных индустрий на новые рынки.
Модераторами дискуссии стали Марина Абрамова, президент АНО «Креативная экономика», директор фест-форума «Российская креативная неделя» и Российской национальной премии в сфере креативных индустрий, сопредседатель Комиссии по развитию креативных индустрий Ассоциации менеджеров, и Дарья Топильская, генеральный директор Национального центра промышленного дизайна и инноваций 2050.ЛАБ, сопредседатель Комиссии по развитию креативных индустрий Ассоциации менеджеров. Марина Абрамова подчеркнула важность данной темы для рынка и призвала не путать креативность и креативные индустрии. Дарья Топильская отметила, что недостаточно вовлечь представителей креативной индустрии в развитие экономики – нужно еще и удержать их.
Евгения Полякова, управляющий партнер Fields4e, уверена - «креаторы должны быть в каждом бизнесе, они ему необходимы, а говорить, что это что-то отдельное не приходится». Эксперт отметила одну из насущных проблем бизнеса сегодня – это «неумение себя продавать и находить общий язык с государством». По мнению Евгении Поляковой, креатив уже стал важной частью бизнеса, и его необходимо развивать как отдельное направление. Спикер также выразила мнение относительно актуальности создания некого креативного совета, в рамках которого представители креативного сообщества могли бы создавать новые идеи и проекты вместе с государством, или банк идей, откуда бизнес мог бы брать креативы под свои запросы.
Дарья Стрекалова, HR-директор «Союзмультфильма», отметила, что всех специалистов ее компании можно отнести к креативному классу. «Креативщикам важно проявляться и быть признанными, нормально жить, планировать будущее, – заключила Дарья. – Наша роль – им с этим помогать». В этой связи в «Союзмультфильме» работают над формулированием корпоративной культуры, где важное место отводится самореализации, признанию и стабильности, ведь «мир движется к тому, чтобы люди нормально жили, кем бы они не работали».
Владимир Синицын, операционный директор Bang Bang Education (BBE), считает, что в России есть хорошие вузы в сфере креативных индустрий, но основная масса сконцентрирована в Москве. В EdTech BBE является сегодня одной из самых крупных индустриальных школ, чье сообщество объединяет свыше 180 тысяч человек.
По мнению спикера, креативный класс присутствует практически в каждой компании, будь то Яндекс, СБЕР и т.д. «Мы живем в эпоху, где главной валютой становится “внимание”, а креативный сектор является ее главный двигателем и создателем. Важно отходить от отношения к креативной сфере только в рамках визуальной составляющей. Креаторы — это в первую очередь люди, которые решают задачи, в которых присутствует среда, человек и культурный контекст. Поэтому креаторами можно назвать практически все современное поколение и важно понимать, и учитывать, что это новая норма следующего шага эволюции.
Постоянно появляющиеся же новые технологии, такие как генеративный ИИ, стоит воспринимать не как замену людей, а как партнеров, которые позволяют упростить отдельные задачи и достичь результата быстрее».
Валерий Федоров, генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), напротив, считает, что в России нет креативного класса. «Креативные индустрии у нас в стране находятся в состоянии прозябания, мы не можем их определить, не можем понять, как они работают», – добавил он. Валерий Федоров смотрит на будущее креативного класса скептически – во многом из-за того, что «креативный человек не видит границ, ему важны только свои права, его раздражает практически все, что его окружает».
Алексей Фирсов, генеральный директор ЦСП "Платформа", отметил, что российский креативный класс слабо готов к самоорганизации. «Важно понять, как сейчас вести работу с сообществами специалистов, которые релоцировались в другие города - Ереван, Белград и другие, – добавил эксперт. – Эти креативные спутники нужно удержать и интегрировать в работу». В числе проблем креативного класса сегодня Фирсов назвал нехватку точек приложения для направления ресурсов.
Александр Бодров, заместитель генерального директора Организации развития видеоигровой индустрии, отметил, что «в 2021 году игры были, а индустрии юридически не было. Прошлый 2022 год стал путем от осуждения к обсуждению». Эксперт отметил, что видеоигровая индустрия и у нас, и в мире зародилась как часть рынка и видеоигровой продукт производится, прежде всего для того, чтобы зарабатывать деньги. При этом разработчики зачастую откладывают релизы игр по причине своего перфекционизма в вопросе доведения продукта до идеала или отказываются от сверхприбылей ради качества. «В стране остается много представителей индустрии, – добавил спикер. – но хороших специалистов ищут по всему миру, и важно развивать отечественный геймдев для сохранения кадров в России и появления новых крутых продуктов».
Резюмируя встречу, эксперты пришли к выводу – не стоит бояться современных инструментов. Времена, когда нужно было обязательно идти в университет, заканчиваются. Получать знание и устраиваться на работу можно и нужно здесь и сейчас. Прозвучало мнение, что необходимо также расширить само понятие креативного класса, лишая его понятия элитарности.
Партнер: Rambler&Co