Ассоциация менеджеров формирует будущее профессии внутриком
Состоялось заседание Комитета по внутрикорпоративным коммуникациям Ассоциации менеджеров. Цель встречи - формирование системного подхода к определению ключевых характеристик профессии «Внутрикорпоративные коммуникации», актуальность и востребованность которой в последние годы подтверждена опытом большинства российских компаний.
Эксперты обсудили, как новой профессии попасть в реестр Минтруда, когда студенты вузов смогут получать профильное образование по этой специальности, каковы роль и место внутрикорпоративных коммуникаций в бизнес-стратегиях компаний и по каким принципам разрабатывать грейды для этих подразделений.
Модератором встречи выступила Лариса Рудакова, президент, управляющий партнер коммуникационной группы «МедиаЛайн», сопредседатель Комитета по внутрикорпоративным коммуникациям Ассоциации менеджеров.
«В молодой профессии «внутрикорпоративные коммуникации» прослеживается двоякий тренд. С одной стороны - огромный спрос на менеджеров и руководителей во внутрикоме, ведь в условиях кадрового голода удержание сотрудников - одна из важнейших задач бизнеса, а за создание комфортных условий труда и человекоцентричной корпоративной культуры в компаниях отвечает именно внутриком. С другой стороны – действительно, ни в одном реестре ни одного государственного института такой профессии не значится, в нашей стране этой специальности пока еще не обучают ни в одном вузе, – сообщила Лариса Рудакова. – Первая попытка открыть магистратуру в Финансовом университете при правительстве РФ «Внутрикорпоративные коммуникации в системе управления человеческими ресурсами» оказалась неудачной: не смогли набрать группу – новоиспеченные бакалавры и вольные слушатели просто не знают, что такая профессия есть».
Как рассказала Мария Смыслова, руководитель функции «Внутренние коммуникации и корпоративная культура» ПАО «Сибур Холдинг», сотрудники подразделения по внутрикорпоративным коммуникациям являются агентами влияния в компании, формируют, доносят и продвигают ключевые фокусы компании через события и внутренние коммуникационные каналы. Функционал таких специалистов включает формирование сообществ, корпоративной культуры, атмосферы в компании, трансляцию моделей поведения. Помимо сотрудников, контур влияния охватывает членов их семей, амбассадоров, выпускников профильных специальностей и другие социальные группы.
«Внутренние коммуникации во многом зависят от уровня зрелости компании, – считает Александр Павлов, руководитель управления корпоративной культуры АО «Трансмашхолдинг». – В работе я руководствуюсь подходом: поскольку каждое крупное предприятие вливает колоссальный бюджет в поддержку сотрудников, нужно обязательно доносить об этом действующим сотрудникам и рассказывать во внутренних коммуникациях. Результаты нашего опроса вовлеченности персонала показали, что знание того, что предприятие делает для сотрудников стало ключевым, отток людей сократился, лояльность и удовлетворенность повысились, для меня это очень важный показатель эффективности работы подразделения внутриком».
Татьяна Кожевникова, член Совета по профессиональным квалификациям в области управления персоналом, HR-executive, к.э.н., объяснила, что профессиональные стандарты являются ориентиром для разработки компанией должностных инструкций и грейдов, а сотрудникам, кандидатам и выпускникам учебных заведений они помогают в планировании карьерного роста и развития компетенций. Формирование системы профессиональных стандартов и грейдов как правило происходит на базе саморегулируемой профессиональной ассоциации, и уже назрела необходимость учреждения Ассоциации экспертов по внутрикорпоративным коммуникациям.
«В этом году мы запускаем первое всероссийское исследование «Зеркало внутреннего коммуникатора». В ходе исследования будет проведена серия глубинных интервью с ведущими экспертами по внутрикорпоративным коммуникациям из российских и международных компаний, а также с преподавателями крупнейших российских вузов. Цель исследования – осмыслить ключевые задачи деятельности внутрикорпоративного коммуникатора, обозначить критерии эффективности этой деятельности, сформулировать актуальные тренды развития индустрии, выявить целевые компетенции в образовательном процессе подготовки специалистов для коммуникационной индустрии, – поделилась планами Виктория Кабакова, Директор проектов «ЭКОПСИ Консалтинг».
Анна Несмеева, Основатель Сообщества внутренних коммуникаторов, руководитель «Школы Внутренних Коммуникаторов», уверена, что в индустрии необходимо внедрять термин «маркетинг персонала», который объясняет функционал и цели профессии внутриком. Компаниям необходимы политики, регламенты, должностные инструкции – для выстраивания функциональной структуры и грейдов в профессии, а также расчет медианы оплаты труда специалистов по внутрикорпоративным коммуникациям. Эксперт отметила, что считает эту медиану уже пять лет, грейды внутрикомов резко выросли в период пандемии, потом рост замедлился, в прошлом году медиана в профессии составляла 110 тысяч рублей.
В завершении мероприятия состоялись дискуссии в мини-группах о профессиональных стандартах, карте компетенций для внутрикорпоративных коммуникаций и о создании профессиональной отраслевой ассоциации. Участники единодушно признали актуальность появления такой Ассоциации, задачами которой будут формирование отраслевых стандартов, обмен опытом, представление интересов профессионального сообщества в бизнесе, в государственных и общественных институтах, популяризация профессии «внутриком» в массовом сознании.