Ассоциация менеджеров обсудила коммуникационные профессии будущего
26 сентября на площадке ММПЦ «Россия сегодня» состоялось заседание Комитета по СМИ и информационной политике на тему «Профессия «коммуникатор»: практичное сегодня, футуристичное завтра», организованное Ассоциацией менеджеров.
В формате паблик-тока приглашенные эксперты обсудили, какие направления деятельности включает в себя современное понятие «коммуникатор», как изменилась профессия за последние десятилетия, а также какие ключевые навыки и компетенции будут определять профессионалов в сфере коммуникаций в ближайшем будущем.
Модератор встречи Ирэн Шкаровская, директор по корпоративным коммуникациям QIWI, сопредседатель Комитета по СМИ и информационной политике, представила результаты нового исследования Ассоциации менеджеров «Будущее коммуникационных профессий», которые позволили понять современные тенденции развития коммуникационной отрасли и смоделировать, как изменятся коммуникационные профессии в будущем: «Результаты исследования показали, что размытие границ между PR, SMM, маркетингом и рекламой, персонализация коммуникаций, использование VR и других новейших технологий окажут значительное влияние на развитие коммуникационных профессий в ближайшие 5-10 лет. Респонденты также обозначили, что верят в появление таких профессий, как «продюсер смыслового поля», «редактор агрегаторов контента» и «менеджер кросс-культурной коммуникации»* (описание профессий будущего по данным проекта «Атлас новых профессий»). При этом, по мнению опрошенных нами респондентов, в будущем снизится роль узконаправленных специальностей, например, спичрайтеров или специалистов по рекламе». Ожидается, что специалисты новых профессий будут формировать информационные потоки для пользователей и управлять каналами информации, осуществлять высокоуровневую настройку медиароботов, а также помогать транснациональным корпорациям работать с иностранными партнерами с учетом культурных особенностей.
Валерий Левченко, руководитель Центра развития коммуникаций в сфере ИТ «Приоритет» напомнил собравшимся, что за 20 лет существования профессии технологически изменилось многое, в том числе появилась возможность таргетировать и кластеризовать информацию, что привело к совершенствованию методов оценки PR-активности: «Раньше для того, чтобы убедить финансового директора в эффективности PR-кампании, говорили про рекламный эквивалент. Сейчас мы можем встраиваться в воронку продаж или какие-то другие конкретные показатели. Раньше основными способами связи были телефоны, факсы, очное общение. С развитием в России мультимедийной журналистики, зародившейся в РИА Новости 17 лет назад, коммуникаторам всех мастей приходится осваивать новейшие технологии и инструментарий интегрированных коммуникаций. Профессиональный коммуникатор должен идти в ногу со временем, отвечая на запросы и потребности целевой аудитории». Также эксперт отмечает, что в будущем коммуникатору поможет роботизация некоторых процессов – несложные повторяющиеся операции вполне можно поручить машине: она соберет информацию, проанализирует тональность текстов и оценит их важность.
Кермен Манджиева, эксперт по стратегическим коммуникациям, также считает важным определить наиболее востребованный инструментарий, с помощью которого коммуникатор может влиять на бизнес-процессы, ведь вызовы стали намного сложнее. В том числе, по мнению эксперта, существует большая разница во взглядах на профессию и компетенции у опытных и молодых специалистов. «Разрыв поколений колоссальный. Поэтому профессионалы с серьезным бэкграундом должны передать молодым специалистам лучшее из того, что нужно знать и учитывать в работе PR-специалисту, а молодое поколение со своей стороны привнесет лучшее в профессию на уровне инструментария. Кроме того, опытным специалистам важно прокачивать эмоциональный интеллект и уметь говорить с молодежью на одном языке», - рассказала Кермен Менджиева. Кермен полагает, что в будущем коммуникаторы все чаще будут работать с компаниями в качестве PR бизнес-партнеров. Уже сейчас многие коммуникаторы реализуют параллельную карьеру, когда один специалист ведет несколько компаний и в дополнение занимается собственными проектами в консалтинге.
Мария Высоцкая, управляющий директор Red Digital, считает, что раньше профессия требовала наличия фундаментальных знаний, полученных в университете. Сегодня же зачастую достаточно уметь вовремя публично высказаться на широкую аудиторию на популярную тему или ярко заявить о своем продукте: «Изменился формат коммуникации, теряется способность говорить. Школьная система образования построена на тестах, что не способствует развитию речи и желанию читать. Люди, которые представляют компанию, или рассказывают про себя или свой бизнес публично, должны владеть грамотной устной речью. Будущее за теми специалистами, которые умеют хорошо говорить». Говоря о будущем, эксперт также прогнозирует разделение на профессиональных коммуникаторов и любителей, при этом роль профессионалов будет расти: современный коммуникатор должен быть хорошо подкован юридически, отслеживать нововведения в законодательстве в области маркетинга и рекламы.
Среди новых вызовов для коммуникаторов Ирэн Шкаровская отметила – информационную перегрузку и рост количества недостоверной и фейковой информации: «Сейчас контент часто создается непрофессионалами и не регулируется профессиональными стандартами, из-за чего материалы могут пострадать качественно. Более того, контент, который содержит в себе фактологические ошибки, юридические и этические проблемы, активно использует искусственный интеллект, что способствует наполнению информационного поля новыми фейками».
Все эксперты в ходе дискуссии согласились с тем, что роль коммуникатора очень важна во всех сферах – такой специалист поможет оценить репутационные риски и предложит эффективное решение задачи, будь то минимизация потерь в кризисной ситуации или максимально возможное использование существующих возможностей. В завершение встречи участники паблик-тока пришли к выводу, что коммуникация все больше персонифицируется. А с ростом технологий, которые позволяют это делать еще более эффективно, увеличивается роль профессионалов, которые помогают настраивать определенное смысловое поле. При этом, технологии ИИ не заменят человека, поэтому задачи по построению эффективной коммуникационной стратегии все-таки лучше по-прежнему доверить именно ему.
Информационные партнеры: Rambler&Co, Вечерняя Москва, Гарант, PRexplore
*Описание профессий будущего по данным проекта «Атлас новых профессий», https://atlas100.ru/catalog/media-i-razvlecheniya/