Более половины российских компаний отмечают стабилизацию рынка труда
Ассоциация менеджеров России
Контактный телефон
+7 (495) 902-52-32

Ассоциация менеджеров представила новое исследование, в котором приняли участие HR-директора, а также руководители других функциональных направлений более, чем 200 российских компаний из разных сфер бизнеса.

Данные отражают актуальную ситуацию на рынке труда и показывают, с какими сложностями сталкивается российский бизнес в этой связи, а также какие инструменты на сегодняшний день наиболее эффективны в вопросах найма профессиональных кадров.

В целом в последнее время, по мнению большинства опрошенных, рынок труда стабилизировался. 54 % участников отмечают незначительные изменения и небольшой отток работников. 42 % настроены более скептически и полагают, что ситуация ухудшилась, сотрудники увольняются, а рабочие места сокращаются. При этом 4% респондентов указали, что ситуация на рынке труда улучшилась.

Среди работодателей самая большая конкуренция разворачивается за талантливых специалистов в IT и технологической отрасли – так считают 54 % респондентов. 33 % отмечают нехватку профессионалов в производстве и инженерии. Еще 13 % выбрали финансовый сектор и банковскую сферу.

Самым сложным периодом для развития HR-сферы участники опроса назвали вторую половину 2022 года и начало 2023 (43 % опрошенных), именно тогда рынок труда наиболее остро ощутил автошоки после февральских событий. При этом 25 % респондентов считают, что наибольший дефицит кадров пришелся на вторую половину 2023 года. 20 % указывают, что именно сейчас их компания ощущает кадровый голод, 8 % опрошенных ответили, что кризис еще впереди, а 4 % счастливчиков отметили, что в их компаниях с такой проблемой не сталкивались.

Среди проблем, с которыми они столкнулись в условиях массового оттока работоспособного населения, 80 % опрошенных (вопрос предполагал множественный выбор) выбрали нехватку квалифицированных кадров. 47 % отметили конкуренцию со стороны других компаний по привлечению кадров, 40 % – релокацию сотрудников, включая отток западных специалистов, на низкий фонд оплаты труда и неконкурентные условия работы указали 27 % респондентов, еще 7 % считают, что виновата также недостаточно развитая корпоративная культура и ограниченные возможности профессионального роста.

При этом 60 % опрошенных отметили, что штат в их компании укомплектован на 76-95 %. У 26 % - на 51-75 %, еще у 7 % в организации не хватает более половины нужных сотрудников. У 7 % такой проблемы нет вообще, в их организации есть все необходимые работники. 

В числе подходов и стратегий, которые компании используют для привлечения и удержания сотрудников, 73 % участников опроса выбрали финансовую мотивацию (вопрос предполагал множественный выбор), 67 % указали, что большое значение имеют программы обучения и развития персонала, 53 % отметили создание благоприятных условий труда, например, гибкий график, возможность работать удаленно. 47 % также уделяют внимание такой нефинансовой мотивации, как наличие программ добровольного медицинского страхования, корпоративный спорт, скидки на услуги партнеров и др. 13 % считают важной и организацию привлекательной корпоративной культуры.

Главными преимуществами, важными для работников при выборе работодателя 42 % ожидаемо назвали высокую заработную плату и бонусы, 38 % респондентов при трудоустройстве отдадут предпочтение компаниям с гибким графиком и возможностью удаленной работы. Для 20 % принципиально важны комфортные условия труда и благоприятная атмосфера и хороший коллектив.

Для поиска новых сотрудников 67 % участников опроса используют сайты-агрегаторы по подбору персонала. 20 % нанимают работников по рекомендации доверенных лиц. Компании, в которых трудятся 13 % респондентов, подбирают специалистов среди выпускников профориентационных программ, разработанных в партнерстве с вузами и бизнес-школами.

Опрошенные подчеркнули, что самое трудное при поиске нового сотрудника – найти его, этот вариант выбрали 40 % респондентов. 34 % указали на проблемы в адаптации к условиям труда и достижение договоренностей о графике работы. 26 % отметили сложности в связи с быстрой и эффективной интеграцией в рабочие процессы.

Среди основных причин увольнения сотрудников 33 % участников опроса отметили завышенные зарплатные ожидания. 27 % ответили, что на смену работы их толкает желание стремительного карьерного роста. 25 % указали на смену места жительства и другие семейные обстоятельства. Еще у 15 % другие причины увольнения, которых не оказалось в числе вариантов ответа.

При этом на вопрос, изменился ли по итогам 2023 года бюджет компании в части зарплатного фонда, у 40 % респондентов он остался неизменным, у 32 % бюджет увеличился до 30 %, 21 % указали на то, что он сократился (вплоть до 50 %). 7 % отметили, что бюджет на зарплатный фонд увеличился в пределах 31-50 %.