Как индустриальным компаниям привлекать и удерживать сотрудников в регионах присутствия?
26.08.2024
Модератором дискуссии выступила Ярослава Врубель, директор по устойчивому развитию и связям с инвесторами ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат», сопредседатель комитета по устойчивому развитию и ESG Ассоциации менеджеров.
«Промышленность испытывает серьезный дефицит кадров. Сегодня как никогда важно развивать инструменты повышения привлекательности труда в индустриальных компаниях как для молодежи, так и для жителей регионов присутствия в целом. Также актуальностью кадрового голода обусловлено внедрение на предприятиях социальных программ по трудоустройству граждан с ограниченными возможностями», – подчеркнула Ярослава Врубель.
В ходе встречи приглашенные эксперты поделились кейсами эффективного стимулирования персонала и проектами трансформации городов присутствия промышленных гигантов, а также обсудили вызовы, возникающие для компаний в борьбе с оттоком молодежи из индустриальных моногородов.
«Главный вызов для индустриального Новотроицка, где расположен комбинат «Уральская Сталь» - стремительное сокращение населения. За 25 лет город покинули 36 тысяч человек, это треть жителей. Исследование, которое нам провёл ВЦИОМ, показало, что ещё треть жителей (39%) Новотроицка рассматривают возможность переезда. Созданная 2 года назад Управляющая компания Уральская Сталь поставила перед собой амбициозную задачу этот процесс остановить. Благодаря совместной работе с Правительством области, мы полностью обновили трамвайный парк города. Дали старт жилищному строительству (впервые за 25 лет!), создали Агентство развития Новотроицка, актуализировали событийную повестку и взяли курс на ревитализацию знаковых мест города», – рассказал Вадим Ковалев, советник генерального директора УК «Уральская Сталь», член Общественной палаты РФ.
Дарья Михайлова, руководитель направления по устойчивому развитию, ПАО «Уралкалий» рассказала, что компания в 2023 году провела обширный опрос местных жителей, в рамках которого были определены области развития, требующие дополнительного внимания, в их числе повышение доступности и качества медицинских услуг, а также создание возможностей для отдыха и досуга. В настоящее время в компании разрабатывается программа по отбору проектов развития городов с учетом нескольких основных факторов: стратегических целей компании, задач по улучшению городской среды, которые стоят перед органами власти в соответствии с разработанными планами развития, потребностей и запросов местных жителей.
«61% всех пациентов медицинских учреждений в РФ – это люди трудоспособного возраста, при этом наличие расширенного медицинского пакетного страхования повышает лояльность сотрудников на 30%, а значит, снижает их отток, – привел актуальные данные Иван Барсола, исполнительный директор Дирекции по ESG Сбер. – Поэтому в Сбербанке сейчас активно развиваются ESG-продукты для здоровья и социального благополучия россиян. В русле ESG-повестки разработан продукт ДМС Зеленая отрасль – для сотрудников промышленных предприятий с высоким риском профессиональных заболеваний», – отметил спикер.
Марина Слуцкая, директор по устойчивому развитию и международному сотрудничеству ДОМ.РФ, отметила, что кадровый голод заключается не просто в нехватке людей, а в недостатке специалистов с порой очень узкими, но важными компетенциям. По ее словам, в этих условиях компании должны больше внимания уделять образованию действующих сотрудников и подготовке молодых специалистов. ДОМ.РФ как институт развития активно инвестирует в образовательные программы в строительной сфере. Компания реализует программу Архитекторы.рф, которая направлена на подготовку специалистов по городскому развитию для регионов; ПРОЕКТ.Ф, где готовят специалистов по проектному финансированию. Также в группе создана Цифровая академия – здесь можно получить доступное образование в формате онлайн по самым востребованным направлениям в строительстве. В частности, на платформе запущен курс для молодёжи, посвящённый профессиям будущего, – ТИМ-проектировщик (специалист, который cоздает виртуальные модели домов) и экоаналитик (специалист, который учитывает требования к экологической безопасности строительства).
«Развивать человекоцентричность в металлургии удается в том числе благодаря внедрению комплексных программ благополучия, заботы о сотрудниках и их близких, – считает Яна Белоножкина, начальник управления по развитию бренда работодателя ПАО «Северсталь». – Дефицит кадров привел к тому, что мы прислушиваемся, учитываем и стараемся максимально ответить на все потребности работников. Большой потенциал мы видим в институте амбассадорства среди сотрудников. Мы запустили данный проект совсем недавно, а уже видим десятки постов в социальных сетях с хештегом проекта #Северсталь_по_любви. В Северстали человекоцентричность в ДНК компании, и мы стараемся продвигать это везде, в том числе и в нашей последней рекламной кампании для соискателей, где мы говорим о том, что «это важно - быть хорошим специалистом, но не менее важно - быть хорошим папой, мамой, проводить время с семьей. А мы как работодатель предоставим для этого все условия и возможности».
Александр Бурмака, директор департамента корпоративной социальной ответственности компании «ОТЭКО», считает, что в сложившихся условиях крупным компаниям приходится не только привлекать и сохранять, но и «растить» кадры. По мнению эксперта, наряду с сотрудничеством с уже существующими вузами и ссузами, эффективным может быть создание учебных заведений при крупных предприятиях с учётом их специфики. Руководитель также выразил уверенность, что для удержания и привлечения кадров, помимо создания условий в рамках самих компании, необходимо развивать территорию присутствия, тем самым делая жизнь сотрудников и их близких более комфортной. Это возможно только в тесном взаимодействии с органами власти и жителями.
Помимо деловой части, гостей выездного заседания ждала экскурсия по современным коксохимическому, доменному и прокатным переделам Магнитогорского металлургического комбината. Также участники мероприятия посетили точку притяжения для туристов со всей страны и новую визитную карточку Магнитогорска и всего Южного Урала – уникальный парк «Притяжение».
Информационные партнеры: Nornickel ESG Insights, Rambler&Co, Бизнес и общество, EcoStandard.journal, Все дело в ESG, SDG-MEDIA, медиа «Проводник», Bankiros.