Нейросеть оптимизирует штат: как ИИ меняет рынок труда?
- Можно ли сегодня с помощью промт-инжиниринга оптимизировать бизнес-процессы и влиять на организационную структуру компании?
- Как технологии ИИ уже сегодня начинают трансформировать роль HR-экспертов?
- Где сегодня развиваются молодые таланты в нейроинженерии, какие инновационные задачи они решают и что мотивирует их на новые достижения?
Эти и другие вопросы обсудили эксперты в рамках сессии Ассоциации менеджеров «Синергия человеческого ресурса и ИИ», которая прошла в формате интервью на площадке HR-форума РБК.На вопросы Ксении Васильевой, председателя комитета по управлению человеческими ресурсами Ассоциации менеджеров, вице-президента по персоналу Inventive Retail Group ответил – эксперт, ведущий исследователь в области нейронных сетей, признанный эксперт по Stable Diffusion в странах СНГ и автор онлайн-курсов для МГУ им. М.В. Ломоносова, Никита Шолохов (Никита AI).
– Никита, ты эксперт по работе с нейросетями, востребованный нейрохудожник и автор обучающих онлайн-курсов по работе с ИИ. Как считаешь, корректно ли говорить, что ИИ в том виде, в каком он существует сейчас, в 2024 году – это полноценный неорганический интеллект, который самостоятельно думает и принимает решения, или это все еще набор запрограммированных ассистентов?
– Все верно, полноценного ИИ пока не существует, но эта технология прогрессирует скачкообразно, и может очень резко эволюционировать. Причем фиксируемая скорость эволюции ИИ превышает все прогнозы. Мы даем ИИ бесконечное обучение, и нам кажется, что он развивается в контексте тех данных, которые ему дали. На самом деле ИИ уже демонстрирует способность к синтезу нового. Например, когда ИИ познакомили с таблицей Менделеева, он сразу же открыл 12 новых элементов. Справедливо будет отметить, что эти открытия пока не подтверждены, однако, подчеркну, ИИ сделал их буквально за секунды, следуя логике на базе полученных знаний. Полноценным ИИ можно будет назвать тогда, когда он сам будет находить себе материалы для обучения. Мой личный прогноз: это произойдет в 2025 году.
– Что сейчас понимается под термином «Искусственный интеллект» и кто те конгломераты, которые продвигают эту технологию на мировой арене?
– Двигатель прогресса ИИ сегодня – это энтузиасты, люди, которым технологии ИИ нравятся. С языковыми моделями на сегодняшний день все достаточно понятно, они уже активно используются в повседневной работе, и сегодня среди нас в этой аудитории нет человека, который не знал бы, что такое ChatGPT. Для работы с ИИ в плане создания визуалов (изображений, анимации) существует всего три достойных внимания нейросети: это Midjourney, Dall'E и Stable Diffusion — все они способны генерировать реалистичные изображения по детальному текстовому описанию. Что интересно, 95% людей, которые занимаются обучением моделей для нейросети, русскоговорящие.
– Расскажи о своем первом творческом продукте в сфере создания изображений при помощи нейросети.
– Я всегда хотел создавать что-то красивое и интересное, свой первый сайт я создал в 15 лет, но так как я скорее айтишник, чем художник, то пришлось рисовать картинки с помощью кода, изучать промт-инжиниринг и создание изображений из текста. Также я всегда хотел создавать одежду с принтами. Первый мой проект – я создал бот и договорился с небольшой фабрикой, что через него заказчики будут генерировать изображения для печати на футболках и худи. Мне удалось полностью автоматизировать этот процесс, и в дальнейшем он даже не требовал моего какого-либо участия. Клиенты получали уникальную одежду с собственным дизайном — так ко мне пришла первая известность в качестве эксперта в области ИИ. Написание бота заняло трое суток.
– Сегодня ты делаешь интересные проекты с Первым каналом, тебя пригласили вести курсы в МГУ. Как ты пришел к этому?
– Ни для кого не секрет, что в 21 веке правят социальные сети, и я пришел к той карьерной точке, в которой нахожусь сейчас, через создание интересных запоминающихся роликов и размещение их в соцсетях. От 40-секундных шортсов в тиктоке до 30-минутных дискуссий в ютубе. Люди, заинтересовавшиеся коротким роликами, в результате приобретали наставнические курсы на 15 и более часов.
– Что для тебя является важным при наборе людей в команду для реализации бизнес-проекта? Как сейчас выглядит идеальный кандидатский пул экспертов по работе с нейросетями на рынке?
– Самое главное – это энтузиазм, искреннее желание сделать что-то интересное. Второй главный критерий – желание заработать не должно быть единственной целью и мотивацией. У человека должны быть в жизни и другие цели, личные, творческие, любые. По этой причине меня удивляют рыночные предложения, когда промт-инженеру предлагают работу на удаленке по 10 часов 5 дней в неделю под запись экрана. Невозможно быть креативным по 10 часов 5 дней в неделю! В нашей творческой профессии иногда нужен дэй-офф. Признаюсь, почти каждый мой второй день – это дэй-офф. Возможно, поэтому мне подходит предпринимательство. Под определенные задачи требуется настроение и вдохновение. Наверняка вы знаете, что многие ИТ-компании стараются создавать для сотрудников настроение. В моем понимании идеальная работа должна быть дедлайновая, задачная, проектная, и в команду приходят люди, которым это подходит.
– По каким показателям можно оценить качество продукта, созданного нейроинженером?
– По моему мнению, главный показатель – это портфолио. На этапе анализа портфолио заказчик или руководитель уже должен определиться со своими ожиданиями по результатам работы промт-инженера. Стиль и возможности специалиста, его интеллект и насмотренность – явственно прослеживаются в его портфолио, не нужно ожидать результата, непохожего на портфолио.
– Если со стороны HR посмотреть на то, как искусственный интеллект внедряется в бизнес-процессы компаний, можно заметить полярность: есть любопытствующие новички, а есть те, кто уже активно и повсеместно использует ИИ, экономит время и деньги, для обучения сотрудников, оптимизации клиентского обслуживания, настройки диалогов в точках продаж и решения других задач. Какой актуальный запрос сейчас получают промт-инженеры от корпораций?
– Как правило, организация-заказчик приходит к промт-инженеру с непониманием конечного результата и с любопытством. 99% входящих запросов звучит так: «Предложите, что можно сделать с помощью ИИ, что можно внедрить или оптимизировать». Первое, что ИИ делает для компаний – это генерирует контент. Нейронки выигрывают не в качестве контента, но в количестве на единицу времени. Чем больше у компании контента, тем больше упоминаний, доверия и как следствие, входящего потока. Например, аватар дает большое количество полезного сгенерированного контента, который может использоваться в помощь smm-менеджеру. Чем больше компания, тем, как правило, больше бюджет и возможностей для обучения ИИ более сложным задачам. Компании могут решать задачи по инвентаризации или по оценке стоимости объектов (автомобили, оборудование, здания и сооружения и др.) на основании анализа загруженной информации, задачи по оценке рисков инвестирования в новые проекты, обучению ботов-консультантов и оптимизации штатного расписания (например, замена сотрудников колл-центров ботами) и многие другие.
– Какие рекомендации можно дать HR-специалисту по поиску сотрудников в промт-отдел, состоящий из экспертов по внедрению ИИ, которые будут оптимизировать бизнес-процессы, влиять на организационную структуру и всячески улучшать жизнедеятельность компании?
– Таких специалистов HR может искать только в интернете, в тематических телеграм-каналах. Но еще лучше взращивать промт-инженеров в компании, давая действующим сотрудникам целевое дополнительное образование, это самый лучший путь.
– Есть что-то, что ты никогда не будешь генерировать?
– О, да! Это политика, это контент 18+, и это все, что не является правдой, то есть подделки. Мои генерации всегда похожи на оригинал не более, чем на 70%. Считаю этичным такой контент, когда зритель может отличить генерацию от живого человека.