Новые ловушки киберпреступников. Эксперты – о безопасности в интернете и дистанционном мошенничестве
16.02.2023
Событие состоялось 14 февраля 2023 года с участием представителей органов государственной власти, правоохранительных органов, социально ответственного бизнеса, масс-медиа и НКО.
Рост активности населения в интернете напрямую связан с увеличением интереса злоумышленников к дистанционным каналам коммуникаций, которые пользуются уязвимостями как цифровых технологий, так и человеческой натуры.
Согласно исследованию ВЦИОМ, 73% россиян пользуются интернетом ежедневно и только 2% - несколько раз в месяц. 84% опрошенных считают, что в сети нужно ограничить порнографические материалы, 89% - призывы к вступлению в религиозные секты, 91% – информацию об оружии. Константин Абрамов, генеральный директор Фонда ВЦИОМ, член Общественного совета МВД, отметил. что треть россиян подвергалась обману, совершая покупки в интернете, и большинство из них - в возрастной группе 60+.
Владимир Васенин, начальник Управления информации и общественных связей ГУ МВД России по г. Москве, полковник внутренней службы, представил следующие данные. В 2022 году в Москве было выявлено 43 000 фактов дистанционного мошенничества, что на 7 000 меньше, чем в 2021-м. При этом 8 000 человек среди пострадавших – это пожилые граждане, наименее социально защищенные люди.
Александр Галицкий, первый заместитель начальника ГСУ ГУ МВД России по городу Москве, полковник юстиции, рассказал о мерах, предпринимаемых правоохранительными органами в сфере кибербезопасности. Ведомством были разработаны различные типы документов, облегчающие обращение граждан к операторам и финансовым учреждениям, а также методические рекомендации для сотрудников этих учреждений, регламентирующие алгоритм их действий на случай поступления заявлений о таких преступлениях. По словам полковника юстиции, налаживание взаимодействия между государственными структурами, финансовыми организациями и телеком-компаниями помогает защитить средства граждан и оперативно расследовать преступления.
Алла Храпунова, заместитель директора Фонда «За права заемщиков», куратор платформы МОШЕЛОВКА.РФ: перечислила факторы, помогающие в борьбе с дистанционными преступлениями: партнерство, волонтерские проекты, сознательность сотрудников финансовых организаций, активная позиция окружающих, экспертные советы, законодательные инициативы, социальная ответственность бизнеса.
На технологиях и коммуникациях для защиты пользователей остановился Андрей Рыбинцев, директор департамента доверия и безопасности «Авито». Социальная инженерия, являясь одной из главных киберугроз, основана на манипуляции: давлении на жалость, провоцировании на эмоции, попытках застыдить, создать дискомфорт. Как посоветовал спикер, главный способ обезопасить себя - это выйти из диалога, а уже затем написать в службу поддержки компании, обратиться в полицию.
«Авито» активно реализует проекты, направленные на повышение цифровой грамотности россиян. В частности, «Авито» запустила онлайн-игру о технологиях безопасности, запускает оффлайн-уроки по безопасности в интернете для подростков совместно с «ЛизаАлерт», привлекла певца Леонида Агутина как лицо кампании по цифровой безопасности, охват аудитории которой составил 41,3 миллионов россиян.
Как констатировал Антон Запольский, руководитель управления по связям с общественностью ПАО «Совкомбанк», кибермошенничество приносит убытки не только клиентам, но и банкам. В 2022 году «Совкомбанк» сохранил клиентам 7 млн. рублей благодаря грамотной работе персонала. Когда преступник вызывает чувство страха у потенциальной жертвы, то на последней миле, на которой клиент теряет деньги, операционист может оказать помощь клиенту.
«Банки в полной мере соблюдают требования законодательства, своевременно внедряя и обновляя программы и технологии по обеспечению кибербезопасности. Современные антифрод-системы анализируют активность клиента в режиме онлайн и выявляют подозрительное или нетипичное поведение клиента, которое может сигнализировать о том, что он находится под влиянием мошенника. При выявлении такой подозрительной активности, операция останавливается, и необходимо общение с клиентом для ее подтверждения. Поэтому важно обучение сотрудников — как правильно общаться с клиентами. Скрипты должны учитывать разные факторы, включая возрастной сегмент», - дополнил Игорь Шульга, директор департамента предотвращения транзакционного мошенничества МТС Банка.
«Медиа должны вносить вклад в образование и просвещение своей аудитории», – сформулировала позицию Анжелика Сулхаева, заместитель генерального директора медиагруппы «Комсомольская правда». – В частности, «Комсомольская правда» реализует несколько информационных проектов по кибербезопасности: спецвыпуски для читателей разных возрастов, просветительский проект «Интернет. Доступ разрешён» с «Лабораторией Касперского». Внутри коллектива медиагруппы мы также проводили тестирование на знание основ кибербезопасности, и 35% ее не прошли. Что ещё раз говорит в пользу важности профилактики интернет-преступлений, которым вопреки распространенному мнению подвержены не только старшее поколение и дети».
Подводя черту под дискуссией, модератор Вадим Ковалев, член Общественной палаты РФ, выразил общее мнение о важности знаний правил безопасности при использовании онлайн-каналов людям разного возраста и социальной принадлежности.