Новый образ человека труда
Ассоциация менеджеров России
Контактный телефон
+7 (495) 902-52-32
 Новый образ человека труда
8 февраля 2022 года в Общественной палате РФ состоялся вернисаж выставки «Российская экономика: люди, дела, идеи» и экспертный круглый стол, посвященный переосмыслению роли человека труда в постиндустриальную эпоху. Мероприятие стало частью долгосрочного социального проекта группы компаний Pro-Vision и промышленного фотографа Марка Кожуры, реализованного при поддержке Ассоциации менеджеров.

На выставке представлено 30 работ, сделанных в 7 регионах России на 11 промышленных объектах. В объективе Марка Кожуры сменяют друг друга модернизированные цеха, инновационное цифровое оборудование и современные рабочие зоны, но в центре внимания всегда остаются люди. Создавая визуальную летопись новой экономики России, выставка рассказывает именно о них – профессионалах, которые стоят за ее успехами и достижениями.

Идея проекта возникла в 2020 году, когда стихийные изменения в социальной и экономической повестках обнажили острый дефицит кадров в рабочих специальностях. Тогда же об актуализации роли человека труда заговорили на высшем уровне: предложение профсоюзов вернуть в основной закон страны норму о роли человека труда поддержал сначала президент, а затем и граждане России на референдуме по поправкам в Конституцию.

Ознакомиться с экспозицией выставки «Российская экономика: люди, дела, идеи» можно по ссылке.

В ходе круглого стола были затронуты вопросы эволюции рабочего класса и понятия «человек труда», а также влияния автоматизации производственных процессов на динамику численности персонала. Активную профессиональную дискуссию спровоцировала тема престижа рабочих профессий среди начинающих специалистов и профессионалов с опытом.

Валерий Федоров, генеральный директор ВЦИОМ, привел данные исследования: только 20% от общего числа занятых являются квалифицированными и неквалифицированными рабочими. И хотя 10% респондентов назвали среди наиболее доходных профессий «специалиста газовой и нефтяной сферы/ энергетической промышленности/ добычи полезных ископаемых», ни одна из рабочих специальностей не вошла в топ-5 наиболее престижных.

По словам Ирины Святицкой, руководителя молодежного направления Headhunter, только 8,7% вакансий для молодых специалистов приходится на долю «рабочего персонала» и 3,6% на производство и технологии.

«Популяризировать надо не абстрактного «человека труда», а «человека профессий», актуальных для предприятий и определяющих развитие города, именно тех специальностей, в которых есть потребность у основного работодателя. И государство, и бизнес заинтересованы в том, чтобы люди оставались жить в родных городах», - отметила в своем выступлении Кермен Манджиева, вице-президент по стратегическим коммуникациям и бренду Segezha Group.

«Понятие «человек труда» давно требует концептуального переосмысления. В цехах больше не встретить людей с безразличными лицами и мозолистыми руками, вынужденных работать на громоздких станках. На смену им приходят специалисты, которые любят свое дело и готовы трудом менять страну к лучшему, – комментирует Владимир Виноградов, президент группы компаний Pro-Vision. – Запуская этот проект, мы хотели «впустить» зрителей в цеха, к оборудованию и станкам, чтобы сломать стереотипы о «работягах» и познакомить общественность с новым «человеком труда» – высокооплачиваемым вовлеченным профессионалом с богатой экспертизой и долгосрочной мотивацией».

«К сожалению, многие рабочие специальности по-прежнему стигматизируются в обществе. На постсоветском пространстве до сих пор можно услышать «мотивирующие» фразы в духе «учись хорошо, иначе пойдешь на завод». При этом зачастую завод может предоставить специалисту более привлекательные условия труда, чем офис – начиная от заработной платы и расширенного социального пакета до комфортных рабочих мест и высокоточного оборудования. Одна из целей на ближайшие годы – восстановить интерес к труду, и фиджитал-выставка, доступная широкому кругу зрителей, в комплексе с промышленным туризмом и аналогичными просветительскими форматами определенно способствует ее достижению», – отмечает Вадим Ковалев, первый заместитель исполнительного директора Ассоциации менеджеров.

К дискуссии присоединились Денис Кравченко, первый заместитель председателя комитета, Комитет Государственной Думы по экономической политике; Виталий Богаченко, директор по корпоративным отношениям, ЛафаржХолсим Россия; Илья Власенко, заместитель генерального директора по корпоративным коммуникациям ЗКТ; Илья Житомирский, директор по общественным связям и коммуникациям ТМК; Инна Пехова, основатель, Международный центр креативного гостеприимства; Владимир Торин, директор по коммуникациям, ЕвроХим.

Участники круглого стола сошлись во мнении, что для повышения востребованности таких специальностей необходима консолидация усилий всех заинтересованных сторон, а также популяризация образа «человека труда» в классических и новых медиа.

По итогам круглого стола были выдвинуты следующие предложения: провести региональные выставки в городах, где расположены предприятия-участники съемки; сформулировать концепцию развития промышленного туризма на заводы-участники выставки; выступить с инициативой проведения «Года рабочих профессий» в России.