Переориентация на восток: формула успешного выхода на новые рынки
31 мая на площадке СтартХаб в рамках конференции Silver Trends 2024 Ассоциация менеджеров провела сессию на тему «За рубежом: как российские агентства выходят на новые рынки». Спикеры обсудили стратегии и методы расширения международной деятельности российских рекламных и коммуникационных агентств в странах Азии, Африки и СНГ. В том числе в рамках дискуссии были освещены такие вопросы, как: способы увеличения узнаваемости и привлечения зарубежных клиентов, роль цифровых технологий в успешной экспансии российских агентств, а также связанные с этим ограничения, вызовы и пути их преодоления.
Модератором встречи выступила Катерина Киндрук, заместитель исполнительного директора Ассоциации менеджеров. «Индия, Китай, страны СНГ, Юго-Восточной Азии, Африки – разнообразные и динамичные рынки с уникальными культурными, социальными и экономическими особенностями. Выходя на них российские агентства не только попадают в другую языковую среду, но и сталкиваются с ментальными, законодательными, культурными барьерами, а также высокой конкуренцией. В этой связи очень важно услышать и перенять опыт тех агентств, кто успешно смог занять свою нишу на зарубежном поле».
Александра Клюева, Programmatic Director Worldwide, Hybrid, рассказала об особенностях выхода на рынок Индии. «Стоит учитывать, что в разных регионах страны свои совершенно уникальные подходы к работе и выбору партнеров. Крайне важно заручиться поддержкой местных специалистов, которые помогут вам в процессе переговоров, так как в подавляющем большинстве случаев они ведутся на локальном языке региона».
Сергей Стукалов, директор практики Digital компании «Михайлов и партнеры», уверен – новые рынки ничем не отличаются от других, просто нужно понять, какое место на нем может занять ваша компания. На примере работы с Китаем, эксперт не советует ждать быстрого результата от переговоров. По словам спикера, часто должно пройти минимум четыре встречи до принятия решения. «Стоит разрабатывать продукты под конкретный регион, не стремитесь охватить весь мир, – советует Сергей. – Активно показывайте свою заинтересованность в культуре, ищите общие точки соприкосновения».
Иван Парышев, CEO & Co-founder компании AstraLab, поделился опытом работы в Сингапуре. «В этой стране важно занимать те ниши в бизнесе, где есть незакрытые потребности, – отметил он. – Выйти на этот и соседние рынки проще, если у вас есть связи в ОАЭ». Со слов эксперта, бурный рост и спрос на услуги агентств сегодня наблюдается в странах Африки. Иван дал совет предпринимателям – «не бояться идти на новые рынки, даже если придется начинать с нуля».
«Экономика не может существовать в условиях закрытых рынков», – заключил Андрей Ермошкин, исполнительный директор digital-агентства «Интериум». Эксперт поделился опытом работы с рынком Китая – «это совсем другая реальность, не ждите реализации проектов в этой стране ранее 6-10 месяцев с момента старта переговоров. Также в Китае стоит уделять особое внимание такому каналу коммуникации, как социальные сети. Самые успешные проекты, а также большинство товаров и услуг здесь реализуются через блогеров и инфлюэнсеров».
Павел Кудрявцев, генеральный директор и основатель be all bright! group, видит перспективу в работе с рынком Казахстана при условии понимания местных бизнес-процессов, внедрения своих «ноу-хау» и акценте на креативной составляющей.
По итогам дискуссии спикеры дали универсальный совет – при планах агентства о выходе на новые рынки стоит непременно расширять свои знания о местной культуре и менталитете, специфике потребительского спроса, каналах коммуникации, которым доверяет местное население. Также стоит заняться поиском местного специалиста, которому можно доверить сопровождение вас на сделках и переговорах.