Волонтеры и местные сообщества: как привлечь новые кадры и поддерживать мотивацию и энтузиазм
14 ноября на площадке ММПЦ «Россия сегодня» в рамках XII Московского Международного Форума «Корпоративное волонтерство» Ассоциация менеджеров провела сессию на тему «Развитие местных сообществ и НКО через вовлечение волонтёров: инструменты и эффекты». Модератором заседания выступила Валерия Завгородняя, генеральный директор ООО «Бюро Импакт-Решений». Партнером сессии выступила Госкорпорация «Росатом».
Эксперт отметила, что сегодня в разных городах активно развиваются волонтерские проекты, положительно влияющие на инфраструктуру регионов, в их числе «Том Сойер Фест», целью которого является реновация деревянной архитектуры, проект в Липецке, в рамках которого создаются пространства для езды на горных велосипедах, тропы здоровья на местах заброшенных карьеров и ряд других. «При этом существует серьезная проблема, – отметила Валерия Завгородняя. – это вовлечение волонтеров, которых, как известно, много не бывает. Для пополнения их числа нужны новые технологии и новые способы коммуникации».
О том, почему бизнес поддерживает волонтерское движение и поддержку НКО, рассказала Ольга Шкабардня, генеральный директор АНО «Энергия Развития» (Госкорпорация Росатом). «Государство и бизнес активно формируют новое ценностное предложение для людей, проживающих в малых городах. Сейчас возможности для развития, запуска собственных общественно-значимых проектов действительно велики, и то количество уникальных социальных и экологических практик, которые запускаются в атомградах является этому подтверждением. Особое внимание мы уделяем развитию сообществ- через тематические мероприятия, образовательные программы, грантовые конкурсы. У волонтеров и НКО есть запрос на новые инструменты развития проектов, выстраивания коммуникаций и оценке эффективности реализуемых мероприятий, и мы считаем для себя стратегической задачей предложить такие инструменты.
«Ключ к успеху – это коллаборации, – уточнила Ольга Неграш, начальник отдела развития корпоративных сообществ Заполярного филиала компании «Норникель». – Необходимо смотреть в сторону комплексного взаимодействия. А развитие регионов присутствия – действенный способ справиться с оттоком населения». В «Норникеле» с 2015 года работает программа корпоративного волонтерства «Комбинат добра», в рамках которой инициативные сотрудники и горожане помогают тем, кому это действительно нужно. Многие акции волонтеров стали долгосрочными и устойчивыми проектами. Эксперт отметила, что в моногородах волонтерские сообщества более сплочённые, что позволяет более оперативно решать многие вопросы. Спикер советует включать в работу с волонтерами взаимодействие с подрастающим поколением, для которых более опытные соратники станут надежными наставниками и передадут им свой опыт. Таким образом, на примере волонтеров Норникеля мы помогаем сегодняшним детям в будущем стать активными горожанами - драйверами изменений своих городов.
«Мы предложили своим корпоративным волонтерам самим рассказать, что они делают, кому помогают и почему это важно, – отметила Марина Рицик, руководитель направления добровольческих программ Rostic’s и KFC. – При этом наши волонтеры сами выступают фильтром для выбора НКО-благополучателей, сами решают, кому хотят помочь». В компании приняли решение избавиться от всевозможных барьеров и увидели, что таким образом привлекается больше неравнодушных людей. Эксперт отметила, что современные волонтерские проекты затрагивают самые разные сферы жизни, кроме того, усилилась прозрачность волонтерской деятельности и влияние волонтеров на разные процессы, происходящие в обществе и бизнесе.
«Сегодня мы видим немало инициатив и сообществ, восвященных развитию территорий, – отметил Олег Зоря, руководитель общественной организации «Городские реновации». – При этом сохраняется проблема восприятия обществом того, что делают волонтеры». Несмотря на то, что информационное поле перегрето, 68% молодежи не понимают смысл простой фразы «менять города». «Для них это про переезд, а не про изменение своего города в лучшую сторону», – объяснил он. При этом 9% россиян вовлечены в добровольческую и социальную деятельность, добавил Олег Зоря, приведя в качестве примера развития тренда на городских горожан медиапроект «Городские интонации» – медиапроект о людях, делающих свое место жительство лучше.
Важную тему донорства затронул Антон Мельников, креативный директор социального проекта «+Я» (донорство крови и плазмы). «На сегодняшний день около 2% россиян регулярно сдают кровь, – отметил он. – В принципе этого достаточно для текущих нужд системы здравоохранения. Однако потребность в донорской крови и плазме растет год от года, поэтому хотелось бы, чтобы к донорскому движению присоединялось всё больше людей». К примеру, ежегодно в мире спрос на препараты из плазмы крови человека увеличивается на 7 процентов. Потребность в них растёт и в России, поэтому необходимо постепенно расширять круг кадровых доноров, которые осознанно относятся к самому процессу донации, пояснил эксперт. «Будущее донорского движения за активным молодым поколением, – добавил Антон Мельников. – Открыт вопрос, как вовлечь молодежь в донорство. Мы видим решение в опоре на ценности аудитории, использовании актуальных коммуникационных подходов и яркой визуальной стилистике». По данным опроса, приведенным экспертом, среди молодежи активными донорами являются 9%, при этом 36% не хватает информации, а 92% готовы участвовать в донорском движении, если с ними будут говорить на понятном им языке.
«Каждый день возникает сотня сообществ, людям нравится делать что-то полезное, – подчеркнул Алексей Яцына, эксперт по развитию сообществ практики, редактор «Путеводителя по работе с сообществами». – Наша задача – научиться видеть людей, которые хотят что-то делать. У них присутствует максимальный энтузиазм, при этом им совсем не требуются финансовые ресурсы». Важным пунктом успешного развития сообщества Алексей считает непосредственную вовлеченность в его деятельность: «Нельзя быть вне сообщества, надо выделять внимание и время, эмоцию, ресурсы на то, чтобы постоянно присутствовать в нем». Волонтерам важнее всего система связей, личный вклад, репутация компании-партнера, добавил Алексей Яцына.