Ассоциация менеджеров: зеленая повестка никуда не делась
20.04.2023
«Площадка нашего комитета – это возможность обозначить проблемы, выслушать все заинтересованные стороны и найти решения», - отметила сопредседатель комитета по экологии и охране окружающей среды Ассоциации менеджеров, директор Департамента внешних коммуникаций Эн+ Ольга Санарова.
«Зеленая повестка никуда не делась», - охарактеризовал текущую ситуацию старший юрист «Меллинг, Войтишкин и Партнеры» Роман Ишмухаметов. По его словам, регулятор продолжает совершенствовать правовой ESG-каркас, фокусными точками которого являются углеродное регулирование, обращение с отходами, электромобильность, ВИЭ и зеленые финансы. А бизнес активно осваивает ESG в разных срезах и реализует зеленые проекты, которые зачастую играют роль «вытягивающих проектов-маяков».
Депутат Госдумы, заместитель комитета по промышленности и торговле Александр Дроздов привел данные: количество проверок бизнеса в 2022 году сократилось в 4 раза. «Наша задача, на мой взгляд, - сохранить эту тенденцию», — подчеркнул депутат.
Указывая на тренды разрешения экологических споров, партнер Orchards Юрий Аксенов рассказал, что происходит «смена методов, но не курса». В 2022 году состоялось более 600 судебных заседаний по искам Росприроднадзора, взыскано 9 млрд. рублей, из них 7,8 млрд. рублей - за ущерб, нанесенный экологии. При этом новые законы содержат нормы, которые подлежат широкой трактовке.
По наблюдениям заместителя директора по устойчивому развитию РУСАЛа Ивана Ребрика, регуляторный прессинг на бизнес не изменился, но «хорошо, что существует желание слышать друг друга», власти слышат предложения бизнеса. Еще одна тенденция: происходит некое упрощение для природопользователя процедурных вопросов при рассмотрении разрешительных документов через личный кабинет.
Суммы потенциальных штрафов могут значительно превышать суммы инвестиций в модернизацию заводов. Многие промышленные предприятия, построенные десятки лет назад, придется просто закрыть, если начать незамедлительно применять к ним требования законодательства. В целом же участие РУСАЛа в федеральном проекте «Чистый воздух» должно повлечь за собой совокупное снижение выбросов на 35,4 тысяч тонн к 2030 году.
«Важно, чтобы бизнес чувствовал себя более комфортно», - сформулировал директор по устойчивому развитию Эн+ Антон Бутманов, продолжая дискуссию. К примеру, государство могло бы выступить с инициативой об учете углеродного следа при размещении госзакупок, чтобы стимулировать складывающийся рынок углеродных единиц. Кроме того, на примере Иркутской области, которая нуждается в газификации, эксперт отметил, что планы по переходу на экологически чистое топливо должно стать элементов государственной политики.
Татьяна Пригожина, директор по стратегическому развитию ЦЕМРОС, в своем докладе отметила, что российским компаниям фактически стало недоступно зеленое финансирование, которое рассматривалось как один из способов развития. Сейчас, по ее мнению, компании заинтересованы в долгосрочных доступных кредитных средствах, потому что экологические проекты долгосрочные и дорогие.
Евгений Шварц, руководитель Центра ответственного природопользования Института географии РАН, доктор географических наук предостерег от снижения экологических требований и отказа от международных углеродных стандартов. «Мы лишим себя экологически более чувствительных, но экономически более выгодных экспортных рынков», – пояснил он.
Директор по развитию Сarbon Zero Владислав Березовский поведал о состоянии добровольных рынков инструментов декарбонизации. Используется три вида зеленых инструментов: сертификаты происхождения электроэнергии, зеленые договоры, розничные энергопродукты.
Важно, что спрос на российскую систему учета углеродных единиц существует, и его формирует не только экспортно-ориентированный бизнес. Так первые сделки с российскими сертификатами осуществили Санкт-Петербургская биржа и сеть ресторанов «Кофемания», которые использует электрическую энергию от ВИЭ.
Наталья Соколова, руководитель Союза энерго-экологической безопасности, председатель правления АНО «Равноправие», коснулась структуры потребления первичной энергии по секторам рынка, энергоемкости ВВП и потребления ТЭР, выбросов парниковых газов в России. Любопытно, что 77,9% выбросов парниковых газов приходится на энергетику, а 5,7% - на сельское хозяйство.
Согласно стратегии социально-экономического развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года должно быть обеспечено сокращение выбросов парниковых газов до 70% относительно уровня 1990 года. Среди необходимых условий для зеленого перехода в России - создание эффективной системы взаимовыгодного сотрудничества государства, бизнес-сообщества и гражданского общества, основанного на принципах рационального природопользования.
В целом участники события обратили внимание на текущие сложности для реализации зеленой повестки, связанные с закупкой необходимого экологического оборудования, административной нагрузкой на бизнес, и выразили оптимизм по поводу взаимодействия бизнеса и власти в решении данных вопросов.