Устойчивое развитие – это прогрессивное изменение компании
03.12.2021
Максим Лапин, модератор заседания, председатель Комитета по финансам и рынкам капитала Ассоциации менеджеров, финансовый директор Московской биржи, предложил отойти от общих тем и и поговорить о практических вопросах. В частности, определить, кто оказывает влияние на ESG–повестку.
«Если до 2018 года фокус в ESG был сосредоточен на governance, то теперь внимание уделяется всем факторам. Около 40% встреч с инвесторами, начиная с 2020 года, в той или иной степени затрагивают ESG-тематику», - отметила руководитель дирекции по взаимодействию инвесторами Интер РАО Лариса Садовникова.
По словам директора по устойчивому развитию компании СИБУР Максима Ремчукова, три года назад компания попытались структурировать, кто основные драйверы повестки. Среди них он назвал НКО, эко–активисты, СМИ, сотрудников компании. Но, прежде всего, это инвесторы, банки и клиенты. «У клиентов сформирован запрос на био- или перерабатываемые продукты, или продукты с низким углеродным следом. Мы должны продавать им решения, в которых эти потребности учтены», – поделился Максим Ремчуков. Он также добавил, что отвечать на запросы в области устойчивого развития от инвесторов и клиентов легче, когда ESG является частью бизнес–модели компании.
Партнер, руководитель группы услуг в области устойчивого развития компании «Делойт в СНГ Иван Кухнин представил тренды в области регулирования ESG. Это, прежде всего, финансовая отчетность компаний. Данный тренд подтверждает создание при Фонде МСФО Совета по международным стандартам устойчивого развития (ISSB). Совет предложил два прототипа стандартов. Первый касается раскрытия общей информации, второй предназначается для определения подлежащей раскрытию климатической информации, ее количественной оценки. «На проработку климатических стратегий оказывается сейчас сильнейшее внешнее давление. Именно рекомендации по климату становятся сейчас регуляторикой. И, если этот тренд продолжится, а он продолжится, то раскрытие всей информации по климату станет составной частью финансового отчета», - спрогнозировал Иван Кухнин.
В числе трендов он назвал и недостаток кадров в области устойчивого развития, что сказывается на формировании бизнес-процессов, и отсутствие системы учета данных по углеродному следу и экологических показателей. Свои шаги, в регулировании ESG, по словам Ивана Кухнина,предпринимают также государство, финансовые системы и институты. Так, Московская биржа выпустила Руководство для эмитентов: как соответствовать лучшим практикам устойчивого развития. Центральный банк России – Рекомендации по раскрытию публичными акционерными обществами нефинансовой информации.
«Есть вероятность появления через несколько лет стандартизированного отчета для компаний. Возможно, он будет регулироваться в отдельных юрисдикциях. Отчет может быть зафиксирован по формату и структуре, а также может аудироваться в отдельных странах», – подтвердил Максим Лапин.
«В отчетности об устойчивом развитии присутствует большой блок, где приходится оценивать не только факты, но и обещания компании. Ее аудирование с юридической точки зрения отличается от заверений финансовой отчетности. В своих рейтингах мы оцениваем отчеты за последние четыре года. И больший вес имеет эффективность выполнения деклараций, а не политики или процедуры. У компаний со «свежей» отчетностью меньше шанса получить высокий рейтинг», – поведала управляющий директор RAEX-Europe Светлана Гришанкова.
RAEX-Europe формирует ESG-рейтинг 155 компаний, которые находятся в базе. Все они оцениваются по более чем 200 индикаторам. И на основе этой информации можно присуждать не только место в рейтинге, но и принимать комплексные инвестиционные решения, оценивать портфель, проводить делать скрининговые стратегии.
Участники заседания также затронули тему организационного дизайна ESG-направления, его роли и функции в управлении компаний. Так, по словам Ларисы Садовниковой, в Интер РАО ESG-повестку курируют ряд членов совета директоров, а также входящий в его структуру комитет по аудиту, устойчивому развитию.
В СИБУР направление ESG выделено в отдельную функцию. В ее ведении – стратегия, отчетность, целеполагание для сотрудников, а также изменение бизнес-модели компании под влиянием экономики замкнутого цикла и климатического фактора. Курируют ESG-инициативы комитеты по устойчивому развитию и стратегиям и инвестициям совета директоров компании.
«Сегодня уровень специалистов по ESG разнится, – дала оценку профильным подразделениям Светлана Гришанова. – Он распространяется от «продвинутого» до «нулевого». Хочется, чтобы специалисты были образованы в том, чем занимаются». Также она рекомендовала компаниям воспитывать ESG-специалистов собственными силами под собственные потребности.
Члены Комитета также поделились кейсами быстрого реагирования на сложные запросы инвесторов и клиентов к вертикали ESG.
«Три год назад, когда тема ESG только уходила в public, она воспринималась как требование «надо раскрываться». Год назад пришло понимание, что раскрытие должно быть регулятивным, стандартизированным. В последний год ESG-повестка приобрела оттенок хайпа – по ней высказались все, кто мог, тогда как конкретики не хватало. Участники заседания говорили о реальных вещах – кто формирует повестку, на какие метрики надо обращать внимание. Важно, что в компаниях есть оргединицы, которые могут скоординировать работу и выводить компании на очередной уровень. Устойчивое развитие – это не просто раскрытие, а прогрессивное изменение компании», – подвел итоги заседания Максим Лапин.
Партнер Комитета: Московская биржа
Информационные партнеры: Banki.ru, NBJ