GR: основные компетенции и мифы о профессии
Ассоциация менеджеров России
Контактный телефон
+7 (495) 902-52-32
20 июля 2023 года Ассоциация менеджеров провела заседание Комитета по отношениям с органами власти на тему «Что такое GR?». Основными целями встречи стали: определение самого понятия GR (government relations) как функции, развенчание мифов вокруг сферы и выделение основных компетенций профессии. Модератором встречи выступил Виталий Терентьев, директор по кибербезопасности и связям с госорганами HeadHunter, председатель Комитета по отношениям с органами власти Ассоциации менеджеров.

«Понятие GR, наконец, обрело вес и начало самоорганизовываться, – отметил модератор. – Наша цель сегодня – дать четкое определение этой профессии, которое будет понятно и самим специалистам по GR, и топ-менеджменту компаний». Виталий Терентьев призвал аудиторию развенчивать мифы вокруг понятия GR, а самих GR-специалистов – обмениваться друг с другом инструментами работы.

Дарья Волянская, директор по взаимодействию с органами власти компании-разработчика МойОфис, в числе проблем, связанных в определением GR, назвала отсутствие нормативного и правового регулирования, профессиональных стандартов и системы регистрации лоббистов. «В России было несколько попыток принять соответствующий законопроект, но безуспешно, – отметила она. – Нужны соответствующие нормы, по которым будет работать профессиональное сообщество, а будет ли это сделано на законодательном уровне – уже вторично».

Дмитрий Гавриленко, директор по взаимодействию с государственными органами компании «Авито», подчеркнул, что некий договор между бизнесом и властью всегда существует, но его формат. «Например, ранее мы видели более значимую роль деловых и общественных объединений, но сейчас они не так активны, потеряли былое значение, – отметил эксперт. – Сейчас мы чаще видим формат, при котором крупные компании ситуативно объединяются для решения общих проблем и таких «GR союзов» на рынке много. Важно видеть такие тенденции и учитывать их в своей работе».

Вилена Галкина, директор по взаимодействию с органами государственной власти «ГЕРОФАРМ», считает важным разобрать понятие GR с точки зрения набора навыков и необходимых компетенций. «Профессии GR нет в классификаторе должностей, как нет и профессионального стандарта, – подчеркнула она. – Мы проанализировали более ста вакансий на hh.ru и увидели, что формулировка требований к этой должности не сильно изменилась за последние 7 лет – по-прежнему от кандидата ожидают проявления гибкости и профессионального менеджмента». Среди soft skills профессии Вилена Галкина отметила управленческие и коммуникативные навыки, честность, аналитическое мышление, стрессоустойчивость, умение работать с соцсетями, а среди hard skills – умение анализировать политическую и экономическую ситуацию в стране. «GR специалист –сотрудник широкого профиля от PR до юриспруденции. Это и аналитик, и конфликтолог, и переговорщик, но самое главное – профессиональный менеджер», – заключила она.

Антон Петраков, директор по корпоративным отношениям и связям с государственными органами ГК «Яндекс. Такси», отметил, что «сложно работу GR-специалиста объяснить простыми словами. Мы - коммуникаторы, которым нужно постоянно выстраивать в голове сложную цепочку взаимосвязей, – объяснил эксперт. – Работая в GR, важно иметь понятную картину того, от чего зависит бизнес, что влияет на расходы и доходы компании, понимать долгосрочные риски и возможности для бизнеса».

Руслан Ибрагимов, основатель GR компании IRS Advisory Group, отметил, что у бизнеса в настоящее время немного регуляторных инициатив стратегического характера, направленных на реализацию стратегий развития. В основном стратегические инициативы идут от государства. Бизнес-объединения в определенной степени отражают текущий статус и подходы своих участников. «Мы не видим внятного запроса на изменение регуляторной базы, – поделился спикер. – В основном работа строится на реагировании в отношении инициатив государства. Если говорить о перспективах развития в сфере нормативного регулирования и возможных инициативах со стороны бизнеса, то преимущество будут иметь предложения, учитывающие баланс государственных, общественных и частных интересов», - заключил Руслан Ибрагимов.

Игорь Алексеев, директор по работе с государственными органами ООО «Яндекс», также подчеркнул важность «разобрать» GR на виды и направления деятельности. «Иногда GR-специалисту нужны даже навыки продюсирования, не говоря уже об умении сплотить совершенно разных людей вокруг общего дела, чтобы добиться решения вопроса», – отметил он.
В завершении заседания эксперты поняли, что для раскрытия темы, что же такое GR, одной встречи мало – необходимо встретиться еще, дать этой теме практическое приложение, продолжить выстраивать диалог.

Информационные партнеры комитета: Business Excellence, PublicO