Agile-трансформация: возможности в России
01.07.2021
Направление движения agile-трансформации в России обозначил Глеб Ермаков, председатель Комитета по человеческим ресурсам Ассоциации менеджеров; руководитель департамента по работе с персоналом, старший вице-президент Банка ВТБ, предложив всесторонне рассмотреть тему не только по индустриям-флагманам, но в направлениях, которые в России не ассоциируются с agile.
Как рассказал Вадим Ковалёв, первый заместитель исполнительного директора Ассоциации менеджеров, изначально agile-технологии применялись IT-компаниями, затем распространились на топ-менеджмент, а сейчас используются сотрудниками самых разных подразделений, функционала, сфер деятельности.
Вариант гибкого agile-подхода управления, который процветает в разных форматах во всех подразделениях, представил Дмитрий Смыслов, вице-президент по персоналу и образовательным проектам Mail.ru Group. По мнению Смыслова, agile очень помогает в бизнес-процессах IT-компаний, а HR создает условия сотрудникам чувствовать себя вовлеченными и счастливыми на работе, поощряет их склонность к изменениям. Гибридный многоформатный вариант работы состоит из офисного, удаленного и комбинированного. Компания предоставляет сотрудникам и руководителям свободу в выборе режима, графика, локации и рабочего места. Для управления процессом разработана система бронирования рабочих мест и согласования графиков работы. Почти 30% сотрудников предпочли полную удаленку, 61% - комбинированный формат, 10% - строго офисную работу. Применение кастомизированного подхода в развитии талантов и потенциала сотрудников позволяет каждому человеку управлять своим треком развития, выбирая необходимые компетенции на корпоративном портале. Индивидуальный трек сотрудника строится по результатам оценки компетенций, а каталог программ предлагает наибольшую вариативность тем.
Agile в телекоме работает по другим правилам, чем в IT, заявила Елена Иванова, заместитель генерального директора по организационному развитию и управлению Tele2. Телеком по сравнению с IT более консервативный, поэтому agile в телекоме помогает сократить временной период работы над продуктом (time-to-market) и сохранить корпоративную культуру. По словам Ивановой agile является не целью, а средством для компании: мы не навязываем и не масштабируем agile-подход на всю компанию, а применяем только там, где это оправданного и эффективно. Инструменты agile, которые востребованы в Тele-2: приоритезация, синхронизация, интерактивность и спринты, мотивация через полномочия.
Как сформулировал Михаил Смирнов, руководитель направления по работе с персоналом БСE ЕВРАЗ, в горно-металлургической компании agile-тема находит применение для реализации производственных и организационных проектов с высоким уровнем неопределенности.
Елена Коннова, начальник управления по работе с персоналом подразделений поддержки и контроля, вице-президент Банка ВТБ, поделилась успешным опытом реализации программы 600 дней банка ВТБ. В рамках программы реализована новая модель взаимодействия в банке, что привело к квантовому скачку по многим направлениям. К текущему моменту банк получил следующие бизнес-результаты: 2 млн новых клиентов, что обозначает двухкратный рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, 149 % роста объемов переводов для среднего бизнеса, на 27 % выросла активная база. Для реализации программы на работу в банк было принято в 2020 году порядка 4000 человек (1400 в IT, 2000 в розничный бизнес), за 2021 год – 1600 человек.
Подводя итоги программы, Кононова отметила, что планирование и системный подход в рамках такого проекта – один из ключевых инструментов для достижения поставленных целей; а автоматизация – «гигиенический минимум» для реализации масштабных изменений.