Автоматизация процессов нивелирует отток сотрудников
17.12.2021
«Подводя итоги 2020 года, мы с оптимизмом смотрели в 2021 год: надеялись, что пандемия отступит. Сегодня мы обсудим, как ее продолжение влияет на рынок труда, какие вызовы и возможности она открыла перед работодателями», – открыл заседание председатель Комитета по человеческим ресурсам, руководитель департамента по работе с персоналом, старший вице-президент Банка ВТБ Глеб Ермаков.
По словам директора по работе с персоналом компании «Северсталь» Натальи Малеевой, основной вызов – сохранить здоровье и сотрудников, и членов их семей, и жителей моногородов, где расположены предприятия компании.
Директор по персоналу компании «Магнит» Анна Боброва назвала в числе вызовов конкуренцию за кадры между офлайн-ретейлерами и маркетплейсами. В такой ситуации требуется максимально автоматизировать бизнес-процессы, чтобы обеспечить стабильность работы торговой сети.
Цифровизация, по словам вице-президента по персоналу и образовательным проектам VK Дмитрия Смыслова, привела к значительному повышению спроса на IT-специалистов. «На рынке IT сложилась нестандартная для классической экономики ситуация. Спрос доминирует над предложением. Работодателю приходится придумывать разные способы, чтобы привлечь таланты. В том числе и нефинансовые. Так, в преимуществе окажутся те, кто найдет баланс между офисной, удаленной, комбинированной работой. И те, кто вместо стандартных регламентов будет применять кастомизированный, индивидуальный подход и к своим сотрудникам, и к кандидатам на должность», – отметил спикер.
Также Дмитрий Смыслов обратил внимание на то, что рынок труда вышел за границы Москвы и Санкт-Петербурга. В поисках кадров столичные кампании все чаще обращаются в регионы.
«Мнение, что региональный профессионал в IT сфере обойдется дешевле – иллюзия. – предостерегает Наталья Малеева. – Зарплаты практически сравнялись. Это касается и IT-сферы, и других специальностей».
В ситуации повышенного спроса компании заманивают кадры зарплатами, бонусами. Или обращаться… к зарубежным рынкам труда. Так, «Мегафон» реализует пилотные проекты со специалистами Армении и Узбекистана. HR-менеджеры «Альфа-Банка» как варианты рассматривают кадры из Восточной Европы или Индии.
По словам Анны Бобровой, «Магнит» решил завлечь специалистов масштабными задачами. Но для этого потребовалось преодолеть предубеждение кандидатов, что «Магнит» – «не об IT».
Присутствующие обсудили и то, как удержать персонал в современных условиях и каковы потребности сотрудников.
«Наши сотрудники работают на производстве, в офисе, в IT-сервисах. – рассказывает Наталья Малеева. – Нам приходится действовать в трех парадигмах. Стабильность для одних. Интересная работа с хорошей зарплатой для других. Свобода и хороший баланс для третьих».
«Мы также работаем по трем блокам, но возрастным, – говорит директор по корпоративному развитию и управлению персоналом компании «МегаФон» Роман Ермоленко. – Первый – сотрудники в возрасте 40-45. Им не нужны глобальные изменения. Стабильность и уверенность в завтрашнем дне их приоритеты и в жизни, и в работе. Второй блок – люди 25-35 лет. Это неопределившиеся. Третий – молодежь до 25 лет. Они готовы рисковать, пробовать новое».
Именно последним свойственно «гулять по рынку», меняя компании. При этом велика вероятность их возврата на первое место работы.
«Мы изучаем феномен «обратного возврата», исследуем, почему люди в массовом порядке возвращаются к нам. Как удержать их и не давать возможности «погулять по рынку – одна из задач HR-специалистов», – комментирует Роман Ермоленко.
По словам Анны Бобровой, нивелировать последствия оттока кадров, снижать зависимость от ручного труда «Магниту» помогают мероприятия по автоматизации процессов: «Хорошо, что рынок технологичных решений настолько стремительно развивается. Работодателю сейчас необходимо изучать новации, внедрять их и использовать».
Не обошли стороной выступающие «тему года» – вакцинацию сотрудников. «Когда мы открыли первые пункты вакцинации, то поняли, что надо подключать административные ресурсы, использовать мотивирующие факторы. В итоге процесс пошел. Сейчас у нас больше 80% вакцинированных», – говорит Глеб Ермаков.
Чтобы обеспечить вакцинацию сотрудников, компаниям приходилось вести разъяснительную работу, организовывать стационарные и мобильные прививочные пункты, применять иные меры воздействия.